В коротком квартале между современными улицами М. Грушевского и Институтской ранее на нечетной стороне стояло два особняка.
Усадьба по ул. Садовой 3 сформировалась в первой половине XIX века, когда улица называлась Посадной, а этот участок пожизненно принадлежала помещице Генриетте Сорочинской. Её муж, титулярный советник Сорочинский владел усадьбой у Кловского дворца — тогда 1-й гимназии.
Усадебное место № 3, площадью 440 кв. саж. (0,2 га) по купчей от 28 апреля 1877 года уже принадлежало жене потомственного почетного гражданина Надежды Васильевне Григорович-Барской. А за купчей от 25 ноября 1888 имение перешло к коллежскому асессору Василию Васильевичу Сергееву. Соседями были: слева — потомственный почетный гражданин Гессель Розенберг, сзади — штабс-ротмистр Аполлон Гаврилович Григорьев, справа — городская земля, занятая канцелярией генерал-губернатора.
Новый хозяин 30 марта 1891 года подал в городскую управу прошение о разрешении сломать старые здания и построить новое здание в два этажа: низ каменный, верх – деревянный, сарай и погреба. Проект разработал архитектор Николай Николаевич Казанский. Он подал подписку о надзоре и руководстве строительством дома.
Последний убрал скромный, на 11 оконных осей, 25-метровый фасад, с выделением раскреповками и рустованными лопатками боковых частей, с входом слева и проездом мимо дома во двор — направо. На каждом этаже было по семь комнат, а кухни размещались, по проекту, в «глагол», присоединявшийся к основному объему слева.
Среди сооружений архитектора М. Казанского в Киеве обратим внимание на два больших доходных дома на Андреевском спуске, 2А и 2Б, на Большой Житомирской, 13 и особняки по ул. Герцена, 14.
Судьба особняка на Садовой, 3 тесно связана с историей Киевского земельного банка, который находился тогда неподалеку — на улице Институтской, 7. Именно на Садовой, 3 жил в 1893 году председатель правления банка Александр Михайлович Бердяев (отец русского философа Николая Бердяева) с семьей. Неподалеку жили и члены правления: Н. Филиппов — на Екатерининской, 2 (ныне — Липская, 2), Александр Виноградский — на Банковой, 2.
В 1890-х гг. особняк на Садовой, 3 принадлежал уже Ивану Васильевичу Сергееву и одну из квартир в нем снимала семья архитектора Г. Шлейфера.
А в 1896 году особняк перешел в собственность выдающегося симфонического дирижера и композитора, коллежского асессора Александра Николаевича Виноградского. Он родился в Киеве, его отец — основатель и член Киевского коммерческого и земельного банков Николай Константинович Виноградский, — был действительным членом Киевского отделения Русского музыкального общества (РМО). Мать, Наталья Викторовна, происходила из старинного украинского рода Скоропадских. Семье Виноградских принадлежало немалое имение в местечке Городок — с мельницей, племенной фермой крупного рогатого скота «шведской породы» и 8506 десятин (9300 га) земли в четырех уездах Подольской губернии. Братья Александр и Сергей Виноградские учились в киевской 2-й гимназии, Сергей с сестрой Марией, параллельно — в музыкальной школе. В эти же годы Александр начинает учиться игре на фортепиано у известного киевского педагога Доминика Игнатьевича Галямы. В 1876 году братья закончили курс в университете святого Владимира.
Сергей Виноградский стал выдающимся микробиологом, основателем отечественной микробиологии; был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук 1891 Выехав в 1922 г. во Францию, он заведовал агро-бактериологической лабораторией Пастеровского института в Париже.
Но вернемся в молодость братьев. В 1877 году тяжело заболел отец, и семья Виноградских переехала в имение в Городок.
В киевских газетах появились объявления о «продаже или сдаче внаем» дома Виноградских в Старом городе, напротив присутственных мест (улица Владимирская, 14/8). Там также продавались «роскошная мебель из цельного дерева для зала и гостиной, дубовая мебель для столовой, мягкие кабинетные и т.п., а также ландо на четыре места (петербургской работы Неллис), фаэтон, пролетка (московской работы) и сани».
30 июня 1877 года, после тяжелой болезни, в собственном имении в Городке умер Николай Виноградский.
К тому времени Александр учился в Московской консерватории по классу фортепиано у выдающегося пианиста Н. Рубинштейна. Проучившись год (1876-1877), А. Виноградский переезжает в Петербург, где поступает на государственную службу по министерству финансов. Как отмечает исследователь В. Беляков, на это решение скорее повлияла смерть отца и его последняя воля: сын должен продолжать дело отца. Впрочем, одновременно со службой А. Виноградский поступает в Петербургскую консерваторию, где изучает историю музыки у М. Соловьева, впоследствии некоторое время работает под руководством М. Балакирева. В 1882 г. он заканчивает обучение в консерватории, а в 1886 — переезжает в Киев, где становится акционером Земельного банка, занимается финансовой деятельностью.
В октябре 1888 г. А. Виноградского избирают председателем киевского отделения Русского музыкального общества.
21 октября 1889 года состоялся дирижерский дебют А. Виноградского, и это стало праздником для киевлян. С тех пор началось яркое десятилетие дирижерской славы Александра Николаевича в Киеве. В феврале 1891 г. в Киев с инспекторской проверкой прибыл основатель РМО, директор Петербургской консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн. На встречах с ним шла и об открытии в Киеве консерватории — на базе музыкального училища. Музыкальные критики писали, что А. Н. Виноградский «в сравнительно короткий срок успел привить киевской публике чувство изысканного вкуса и потребность в более серьезных художественных идеалах … Его симфонические собрания возносятся в Киеве на ступень событий экстраординарных; ими все интересуются, им основательно готовятся и успех их удивительный.»
Впоследствии слава талантливого дирижера достигла за пределы империи, и с 1894 года начинаются гастрольные поездки А. Виноградского в Париж, Антверпен, Берлин, Вену. А. Виноградский выполнил впервые 8 февраля 1897 года в киевском театре Бергонье первую симфонию В. Калинникова, завоевав всеобщее признание таланта этого рано умершего композитора. Виноградский фактически открыл это прекрасное, по его словам, триумфальное произведение. Как писал киевский музыкальный критик В. Чечотт, «москвичу Калинникову» пришлось искать в матери городов русских «убежище для своего музыкального первенца, который меньше чем за два года успел благодаря Виноградскому проложить себе путь даже за границу». Отдельный разговор должен быть о дружбе и материальную и моральную поддержку молодого композитора Виноградским.
Не легкой была личная жизнь Александра Николаевича и Лидии Михайловны, его жены: в декабре 1903 г. умерла их 21-летняя дочь Мария, которую дома называли с детства Арочкой. В январе 1904 главная дирекция РМО инициировала перед Министерством внутренних дел проект положения о стипендии при Киевском музыкальном училище — имени Арочки Виноградской. В мае 1904 стипендию была утверждена.
За время пребывания в Киеве А. Н. Виноградский занимал должность члена правления Земельного банка, был директором правления общества сахарных заводов «Городок» и общества Боровского сахарного завода. Как знаток банковского дела и опытный предприниматель, А. Виноградский умело вел и финансовые дела киевского отделения РМО.
Осенью 1906 года, после бурных дебатов по вопросу нового соглашения между РМО и антрепренером Городского театра, городская дума ввела в проект контракта такие неприемлемые положения, которые фактически сделали невозможными симфонические собрания на долгие пять лет. В одном из писем Виноградский писал, что произошел чрезвычайно нелепый конфликт с городской думой, в которой засели новые гласные. «Они вели себя как папуасы и подавили симфонию, лишив киевское отделение РМО театра и оркестра». Прибавилось еще и обострение болезни сердца Александра Николаевича и запрет врачей браться за дирижерскую палочку.
В этот период особняк А. Н. Виноградского посещали выдающиеся артисты и музыканты, гастролировали в Киеве, — певцы Федор Шаляпин и Типа Руффо, Ж. Лассаль; клавесинистка В. Ландовска; пианисты Л. Годовский, В. Лютни, В. Скрябина ; скрипачи А. Мец, А. Серато; композиторы С. Рахманинов, Р. Глиэр; дирижеры В. Сафонов, А. Бодянский, С. Кусевинький. 17 апреля 1912 года по случаю 10-летия оркестра городского театра состоялся симфонический концерт, дирижировать на котором пригласили «чистого симфониста» А. Виноградского. Концерт имел большой успех, но это было последнее выступление Александра Николаевича. Болезнь сердца прогрессировала и 3 октября 1912 выдающегося дирижера не стало.
Похороны А. Виноградского вылились в многолюдный общественный акт траура. Гроб с телом умершего несли на руках до Александро-Невской церкви преподаватели и служащие музыкального училища, а крышку — ученицы. Катафалк, который двигался за гробом, был сплошь усеян венками из белых цветов. Дирекция киевского отделения РМО положила серебряный венок. Несмотря на слякоть, за гробом шла вся интеллигенция города, провожая в последний путь человека, который сумел «привести в музыкальное движение весь Киев», как писали тогдашние газеты.
Александр Николаевич Виноградский упокоился на Аскольдовой могиле.
А. Виноградский завещал Киевскому музыкальному училищу значительные средства. Об их распределении дирекцию училища известила вдова покойного — Лидия Михайловна Виноградская. В ее заявлении говорилось: «Согласно последней воле моего покойного мужа, училищу завещан капитал наличными в сумме 40 тысяч рублей, из них 25 тысяч рублей — для создания неприкосновенного капитала имени А. Виноградского, для выдачи денежной помощи беднейшим ученикам музыкального училища и 15 тысяч рублей для основания трех стипендий в музыкальном училище имени Арочки Виноградской. Лидия Михайловна принесла в дар обстановку кабинета в помещении музыкального училища и библиотеку книг и нот, оставшиеся после покойного, с условием считаться библиотекой имени Александра Николаевича Виноградского.
Некоторое время в особняке на Садовой, 3, в квартире № 2 жил Георгий Емельянович Афанасьев, доктор истории, приват-доцент Новороссийского (Одесского) университета. В 1890-х гг. тогдашний министр финансов А. Витте устроил Г. А. Афанасьева управляющим киевской конторой Государственного банка; характеризовал его как умеренного, легального либерала. Это пришлось делать, когда над Афанасьевым нависла угроза увольнения с казенной должности, потому что он, читая лекции по истории Франции, касался, конечно, и событий Великой Французской революции. Защитил его тот самый генерал-губернатор М. Драгомиров, который знал Афанасьева, бывал на его лекциях. Во времена Гетманата Г. Афанасьев — государственный контролер, позже — министр иностранных дел. Умер в эмиграции в Белграде.
А особняк на Садовой, 3 простоял до 1960-х гг. Затем на этом месте была автостоянка, а в конце 1990-х годов здесь выросла огромное, агрессивно немасштабное к окружению, административное здание.
Объект: особняк, бывшая усадьба
Год постройки: 1891
Архитектурный стиль: эклектика, неоренессанс
Расположение: на Липках, на улице Садовой, 3
Современное использование: особняк был снесен в 1960-х гг., сейчас на его месте — административное здание