Весьма любопытна история этой участка земли в самом центре современного Киева. Начиная с 30 гг. XIX века этот район становится аристократическим центром, где расселятся польская и русская элита.
Первым собственником усадьбы по улице имевшей в те годы название Экспланадной стал граф Святослав Бержинский. В границах его владений была и часть городского сада, разбитого на противоположной части улицы. Вот договор, который был обнаружен в Государственной архиве г. Киева Н.Богдаловой:
«… участок сада в 700 кв. саж., разведенного на городской земле поступали во владения со всеми деревьями, беседками другими постройками и вообще со всем садовым устройством, но с тем, что если бы означенная земля понадобилась в последствии для города, или для какой другой казенной надобности, то владелец должен оную отдать беспрепятственно, не требуя за то никакого вознаграждения, потому что земля эта отведена была первому владельцу графу Святославу Бержинскому на тех условиях и на этих же условиях переходит во владение его приемников.»
В конце XIX в. усадьбу покупает француз Эмиль Коллен. В 1900 г. участок переходит в собственность киевских дворян Гудим-Левковичей. В 1909 г. его приобретает жена техника-строителя Надежда Ивановна Штейнберг. И только в мае 1912 г. участок размером в 238 кв. саженей приобрел в кредит за 60 тис. рублей купец 2-й гильдии Ф.А.Алешин с целью строительства на нем большого доходного дома.
Проектирование и авторский надзор за строительством Федот Александрович поручает своему сыну, к этому времени уже известному и имеющему большую практику гражданскому инженеру Павлу Алешину. В 1914 г. строительство здания было завершено.
Первая мировая война в значительной степени отразилась на делах Федота Алешина. По завершению строительства доходного дома на Владимирской, 19, на который он поставил все свое состояние, подрядчик так и не смог вернуть вложенные средства. В августе 1915 г. за несвоевременную выплату долгов он был вынужден продать участок с доходным домом Герцу Григорьевичу Балаховскому за 285 тысяч рублей. В июле 17-го дом переходит во владение графини Софии Федоровны Коновницыной, И наконец, последним хозяином усадьбы был почетный гражданин Киева Евфимий Федорович Осипов. В советские годы дом становится коммунальной собственностью города.
Каждый этаж состоял из трех квартир — двух 6-комнатных в фасадной части и одной 5-комнатной в дворовой, а также мезонин на одну квартиру по центральной оси дома. В центральной части объема здания находится парадная двухмаршевая мраморная лестница с шахтой лифта и две вспомогательные 4-хмарщевые лестницы с двуми грузовыми лифтами.
В полуподвале дома было запроектировано прачечную, погреба, морозильники, помещения для хранения горючего для печей и даже специальную мусоросжигательную камеру. Проезд в двор закрывался несохранившимися до нашего времени механическими воротами.
Интересно конструктивное решение дома, использовались как традиционные, так и новаторские приемы — кирпичные и деревянные конструкции соседствуют с железобетонными и металлическими.Так, металлические двутавры, составляющие каркас здания, были изготовлены немецой фирмой «Г.Х.Хютте», к слову сказать существующей и поныне, правда, изменившей название на «MAN Gutehoffnungshutte AG». Здание оборудовано сложной системой вентиляционных каналов и канализационных стоков. Во многом благодаря этому, дом, несмотря на почти 90-летнее существование без капитального ремонта, находится в сравнительно неплохом состоянии.
Внешний облик дома выполнен в предельно лаконичных формах рационального модерна, концептуально близкого к конструктивизму.
Центрально-осевая композиция главного фасада подчеркнута 4-хколонной раскреповкой. Акцент сделано на оригинальной формы сегментоподобных в плане балконах с сохранившейся до нашего времени изысканной решеткой неоклассицистического рисунка и выполненного из гранита портала входа. В интерьерах парадных помещений (вестибюль, гостиные, столовые) сохранились лепнина потолков, выполненная в формах рококо и итальянского ренессанса, резные деревянные детали в порталах входов в квартиры, в главной лестничной клетке — полы и ступени из серого мрамора, в жилых комнатах — дубовый наборной паркет, во вспомогательных помещениях — пол из метлахской плитки, а также великолепные входные двери, украшенные тончайшей резьбой в виде экзотических цветов и яйцевидных иоников.
Однако, как и многим другим сооружениям этой эпохи грозит потеря первоначального облика вследствие непонимания сегодняшними владельцами квартир историко-культурной ценности элементов архитектуры дома. Проблема, как говорится, из числа вечных..
Объект: доходный дом
Год постройки: 1912-14
Архитектурный стиль: рациональный модерн
Расположение: улица Виноградная, 5
Современное использование: жилой дом