Знакомясь со старым Подолом, можно по блуждать там, где в течение столетий существовали укрепления, разделявшие его на две части. Давние летописи рассказывают о том, что «Подолье загорожено от Горы до Днепра». С севера, со стороны Оболони, Подол защищал глубокий ров с высоким валом, деревянной рубленной стеной и башнями. Со стороны Днепра и Верхнего города, хорошо защищенный самой природой, Подол был укреплен лишь частоколом. Низменность состояла из торгово-ремесленной части и Бискупщины. Со стороны реки Почайны и Оболони обе части Подола были обнесены легкими деревянными укреплениями, разделенными водным каналом. Укрепления Подола в течение столетий не раз перестраивались.
Cущественное значение в системе защиты Подола принадлежало реке Глубочице, известной еще во времена Киевской Руси. Мы находимся там, где с улицы Глубочицкой трамвай поворачивает в сторону Подола. Глубочицкая застраивалась с XIX ст., когда реки уже не было. Еще до недавнего времени на ней можно было увидеть старые деревянные дома с резьбой, которые определяли бывший образ этих мест. Теперь эта деревянная городская архитектура отошла навсегда.
Река Глубочица начиналась в районе нынешней Лукьяновки, текла через Кмитов яр, выходила на место Глубочицкой улицы, которая ныне лежит в её долине, протекала до современного Вознесенского подъема (бывшей улицы Смирнова-ласточкина), поворачивала к Днепру и пересекала Подол. Глубочица к середине XIX века впадала в реку Почайну, а после слияния ее с Днепром — в киевскую гавань. Русло Глубочицы проходило между горами — Щекавицей и Кудрявцем. Возле Щекавицы Глубочица сливалась с рекой Киянкой. В давние времена Глубочица имела свое естественное русло.
Во второй половине XVIII века ее направили прямо к Днепру, для чего соорудили искусственный канал (канаву). Дно канала было вымощено камнем. Вокруг канала в два ряда росли деревья. Киевляне говорили шутя, что канава стала бульваром.
Улицы Верхний и Нижний Вал пролегают именно вдоль того места, где проходил канал. Верхний Вал и Нижний Вал — так называются разные стороны улицы, где не одно столетие проходила граница, делившая Нижний город на две части. Если в названии улицы звучит слово «вал«, историческая память сразу же возвращает нас к тем временам, когда самым важным в жизни любого города была защита от врагов. Проходили века, и во всех старых городах сносили средневековые укрепления, а на их месте прокладывали улицы и бульвары.
Киев, который всегда был крепостью, хорошо защищенный его сложным рельефом. Но низменную часть города защищать было довольно сложно, поэтому крепости Нижнего города имели валы. Неоднократно внешние укрепления Подола реконструировались, в частности в XVII ст., для защиты от турок, берега Глибочицы укрепляли земляными валами. С трех сторон Подола существовала деревянная стена с башнями и воротами. Это была целая система укреплений. Перед стенами находился ров, заполненный водой. Последний раз укрепления восстанавливали в 30-х годах XVIII века.
Как уже упоминалось, названия Верхний и Нижний Вал пошли от укреплений, которые защищали Подол с севера. Пожар 1811 г. окончательно уничтожил остатки укреплений, сохранились только названия. В середине XIX ст., вместо валов, проложили улицы. После перепланирования Подола Верхний Вал и Нижний Вал были разделены проложенной к Днепру канавой. В 80- тех годах XIX ст. канал засыпали.
Застройка Верхнего Вала и Нижнего Вала, хотя целиком и не сохранилась, имеет своеобразный характер. Можно проследить несколько периодов этой застройки. В начале улицы характер застройки приблизительно одинаковый. Здесь — дома первой половины XIX ст., которых почти не осталось. Остатки синего дома, который вырядился в «готические» одеяние, по правую сторону, а вот дом быта, который высочит здесь, — инородное вторжение в староподольськую застройку, которое закрыло вид с Крестовоздвиженской церковью на фоне Старого Киева.
Дальше — двухэтажные домики с заметными перестройками. На первых этажах помещались магазины, на вторых — квартиры. Их фасады имеют украшения, присущие домам любого уважающего собственника. И за пилястрами, частой мелкой лепкой, подоконными украшениями, низкими подворотнями, сквозь которые просматривают крохотные дворики, угадывается их древность.
Дома очень плотно пристроены друг ко другу. Каждый, даже двухэтажный домик имеет парадный фасад, обращенный к Валу. Зато на задворках можно увидеть что угодно. Там и природа ведет себя удивительно. Лишь в этих местах можно увидеть такое природное явление, как дерево, которое растет прямо, потом обходит балкон, выгибаясь, а дальше снова растет прямо.
А с улицы домики обязательно должны иметь причудливое завершение: фронтон, такой, которого нет у соседей, и пусть крохотную, пусть с кулачок, но — башенку, разнообразнейших абрисов выступы, причем ни один не должен быть похожим на другого.
Сооружения первой половины XIX века сменяют дома второй половины, потом идут самые величественные дома — конца XIX столетия. И всюду — бушевание «кирпичного стиля» с измельченным орнаментом. Пробелы в ряде чрезвычайно плотной застройки — следы снесений. Сквозь них проглядывает зеленый старинный купол, не намного выше самого дома, из-за крыши которого он выглядывает. Это церковь Николая Притиска. Дальше промелькнет причудливо украшенный вход к домику с фигурными куполами. Раньше такие купола украшали даже обычные дома.
Здания на углу Верхнего Вала и улицы Константиновской милуют глаз своими игрушечными куполами, которые напоминают головки в причудливых шляпках. Все домики — похожие, одинаковые, только будто наклонились, просели, покрылись трещинами. Обостренный купол, который увенчивает краеугольный дом, будто небольшой шлем на голове с арками- глазами, которые осматриваются по сторонам. И обязательно,- крыши, проросшие деревьями, кустами, — примета очень старых домов, оставленных людьми. Дом на углу улиц, с крохотными фронтончиками, с которых смотрят пустые окна — декорация. К перекрестку с Константиновской и немного дальше — дома еще небольшие, потом они будто вырастают. Это — трех-, четырехэтажные доходные дома. Вместо причудливых фронтонов их завершением есть щипцы. Потом на Нижнем Вале почти совсем исчезает старинная застройка с куполами. Но еще стоит, теперь уже одиноко, возле пересеченного трамвайными колеями бульвара, разгромленного современным строительством, архаический домик.
Этот домик, что на Нижнем Вале, №49 — здание начала XIX ст. Он, хотя и одноэтажный, но немалый, с развитым цокольным этажом. Желтый фасад украшают белые архитектурные детали. Дом имеет рустованные стены, колонны при входе, пилястры, украшения в виде замкового камня, причудливый портик, надстройку над крышей, купол в завершении. На его возраст указывает различие культурного слоя. Это бывший ночлежный дом сахарозаводчика Терещенко.
Объект: улица, бульвар
Расположение: на Подоле, вдоль бывшего русла реки Глубочицы
Современное использование: улицы Верхний и Нижний Вал