Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.
По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия.
Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви.
Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония.
Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.
Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.
По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.
В период игуменства Стефана вокруг Успенской церкви были построены новые келии. Здесь образовался большой «новый» монастырь, поскольку сюда была переведена из пещер братия. Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.
В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Ни одна церковь в древней Руси не была столь почитаема, как соборная Великая церковь Печерской обители. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой церкви.
Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.
Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 гг. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. При восстановлении собора в 2000 г. отдельные фрагменты пола были оставлены для осмотра.
В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.
Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 г. на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.
До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.
Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.
На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII–XVI вв. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII в. боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII в. вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. В 1470 и 1722– 1729 гг. церковь возобновлялась.
О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».
Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.
Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окруженнии апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.
В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.
В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.
До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.
Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу — св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах — св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева).
В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова.
До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.
В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании по-страдали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в за-крытой раке в Ближних пещерах.
Во время последнего восстановления Успенского собора Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.
Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица.
На иконе Успения Божия Матерь изображена почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие (оно покрывало отверстие в середине доски, где хранились частицы мощей семи святых мучеников, положенные по благословению Пресвятой Богородицы храмоздателями в основание церкви). У главы Божией Матери стоят шесть апостолов и среди них Петр с кадилом в руке; у ног Ее — пять апостолов, а святой апостол Павел припадает с левой стороны к ногам Богородицы. Посредине изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, — два ангела с белыми убрусами. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.
Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.
Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом.
У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.
В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.
В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.
Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов.
Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.
В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой.
В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.
Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале.
Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения — из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, например, кованая золотом, с алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом митра свт. Петра Могилы; напрестольные кресты, например, золотой крест с частью Животворящего Древа и землей от гроба Господня, подаренный гетманом Мазепой; чаша императрицы Анны Иоанновны; чаша гетмана Мазепы с хризолитами, аметистами и топазами; наперсные кресты свт. Петра Могилы (с гравировкой); дарохранительницы прорезной киевской работы; оклады Евангелий: один пожертвован Петром и Иоанном Алексеевичами в 1639 г.; второй — царицей Марфой Матвеевной и др. Кроме названного, в ризнице хранился клад, найденный в тайнике Великой церкви во время ремонта 1898 г., а также медаль с портретом кн. Константина Константиновича Острожского, которая отличалась особой красотой и тонкостью работы и считалась одним из лучших произведений европейского ювелирного искусства.
К киевским ювелирам приезжали учиться мастера из других городов. Пользовалась известностью и лаврская мастерская, поставлявшая изделия из золота и серебра во все пределы русской земли.
Древних ценностей в ризнице Лавры сохранилось мало — барельефы Богородицы, вероятно, украшавшие некогда внешнюю стену главной апсиды; фрагменты мозаик, части запрестольного места со следами инкрустации, несколько икон XVII—XVIII вв., образцы кирпичей XI в. и некоторые другие.
Революция 1917 г., принесшая с собой разорение и осквернение Лавры, уничтожила большую часть ее уникальных святынь. 1 января 1930 г. монастырь был закрыт. Еще в 1922 г. на его территории было устроено так называемое «Музейне містечко». Большая часть лаврских святынь была разворована, остальное — конфисковано и передано в качестве экспонатов атеистическому музею, цинично названному «Историко-культурным заповедником». Многие из них исчезли бесследно. В годы фашистской оккупации была утрачена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся в Успенском соборе до его варварского уничтожения в годы войны.
После взрыва 1941 г. до недавнего времени на месте величественного храма стояли руины — как символ разрушительности безбожного режима. В 1988 г., когда монастырь только начал возрождаться после десятилетий богоборчества, первая литургия в праздник Успения Божией Матери состоялась при большом стечении верующих на обломках некогда «небеси подобной» церкви.
Согласно постановлению Совета Министров УССР 1991 г. «Про перелік культових будівель — визначних пам’яток архітектури, які не підлягають передачі у постійне користування релігійним організаціям», к таким памятникам были отнесены многие лаврские строения.
Заказчиком работ по восстановлению Успенского собора выступила Киевская городская государственная администрация, генеральным подрядчиком — корпорация «Укрреставрация», генеральными проектировщиками — АТ «Киевгенплан», «Киевпроект» под общим руководством О.А. Граужиса. «Укрзахідпроектреставрація» разработала концепцию восстановления интерьера собора под руководством Р.И. Могитыча. Большой вклад в восстановление Великой церкви внесла Украинская Православная Церковь, в частности и сама Киево-Печерская Лавра.
21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в.
Над воссозданием барочных фронтонов, которыми во второй половине XVIII в. были украшены фасады храма, работали киевские художники-реставраторы С. Баяндин и Ю. Гузенко. Образы пророков, Архангелов и преподобных Печерских написаны в свободной художественной манере, характерной для украинского барокко. Теми же авторами расписаны фасады собора. В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций.
Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота.
Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.
В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужат образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнят отсутствующие фрагменты. Стены интерьера планируется украсить лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко.
На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой — шкафы, большой стол, кресла и пр. — также предполагается восстановить.
При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог — иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой — 21 м состоит из пяти ярусов. Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.
Объект: православный собор
Год постройки: 1074-78
Архитектурный стиль: византийский, украинское (мазепинское) барокко
Расположение: на Днепровских склонах, на юг от площади Вечной Славы
Современное использование: восстановлен в стиле, в котором он был взорван в 1941 году, действующий храм, главный храм Киево-Печерской лавры