Церковь св. Троицы располагалась в местности «Новое Строение» согласно инициативе митрополита Филарета (Амфитеатрова) об упорядочении приходов Старокиевской части. Владыка учел, что в направлении реки Лыбедь и на Лукьяновке возникают новые городские кварталы, которые совсем не имеют храмов, тогда как в Верхнем Городе церкви были в избытке. В 1851 году он обратился к Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору Дмитрию Бибикову с предложением «в видах уравнения Церковных приходов … о переноса на другие места 3-х приходских церквей из числа 13-ти, находящихся в Старокиевской части» — а именно, Вознесенской, Златоустовской и Троицкой.
Последняя, Троицкая, церковь находилась в районе современной улице Аллы Тарасовой (бывшей Троицкой). Историк Николай Закревский характеризовал её так: “Малая, ветхая, убогая, деревянная церковь Св. Троицы, об одном куполе, с деревянною же колокольнею”. Её вскоре разобрали, а на замену появилось новое храмовое здание на углу улиц Большой Васильковской и Жилянской, на месте, где ранее планировалось сооружение «съезжего» (то есть арестного) дома.
Проект деревянной на кирпичном фундаменте Троицкой церкви на «Новом Строении» составил в 1852 году епархиальный архитектор Павел Спарро. Согласно чертежам Спарро, сохранившимся в Петербурге, церковь проектировалась крещатой в плане, однокупольной с эллиптическим куполом и макушкой, с шатровой колокольней. Но эксперты столичного Главного управления путей сообщения и публичных сооружений объявили этот проект «по неблаговидности фасадов неудовлетворительным» и внесли коррективы во внешний вид проектируемого здания (в частности, приделали ей купола шатрового верха.
Откорректированный проект был утвержден царем Николаем I в сентябре 1854 года. Строительство началось в 1856 году, освящение произошло 12 октября 1859. К новой постройке были перенесены храмовые святыни Троицкой парафии. Важнейшую святыню составлял образ Казанской Божьей Матери (согласно преданию, эта старинная икона находилась еще в церкви на Золотых воротах «города Ярослава«. Перенесен был также барочный деревянный Троицкий иконостас, созданный в 1760 году по проекту прихожанина Троицкой Старокиевской церкви, известного зодчего Ивана Мичурина.
Священником Троицкой парафии при переносе храма был отец Евфимий Ботвиновский. Писатель Николай Лесков характеризует его как одного из киевских «антиков«, человека простого и искреннего нрава, чрезвычайно чуткого и бескорыстного. По преданию Лескова, отец Евфимий в ходе строительства похоронил в самодельной крипте под новой церковью свою любимую жену.
Троицкая церковь на «Новом Строении» завершалась шатровым восьмигранным верхом над крестовокупольным пересечением и шатровой колокольней над притвором. Окна были облицованы несложной подшивкой. Вообще храм представлял собой небольшое и не слишком показное сооружение, но все равно в 1860-х — 1870-х годах доминировал в окружающией, преимущественно 1- и 2-этажной, застройке.
В последней четверти позапрошлого столетия уже чувствовалось стремительное развитие местности, где началось активное строительство кирпичных доходных домов, численность прихода неуклонно увеличивалась, поэтому в это время была выполнена пристройка дополнительного Пантелеймоновского придела, проект которого в 1880 году составил зодчий Владимир Николаев. Нижний ярус храма и колокольни обложили кирпичом. Ограждение церкви первоначально было деревянным; в конце XIX века была построена новая кирпичная церковная ограда и сторожка.
С 1901 года, когда на «Новом Строении» появилось немало многоэтажных жилых зданий, а на Большой Васильковской улице активно строился католический Николаевский костел высотой более 60 м, среди православного населения началось движение за постройку нового каменного храма Троицкой прихода, который по величием не уступал бы костелу. Этим занималось специально образованное общественное приходское попечительство, которое должно было обеспечить организационную и финансовую сторону дела. В 1902 году попечительство заказало проект нового храма епархиальному архитектору Евгению Ермакову. Согласно проекту Ермакова, новая церковь должна была быть двухъярусной, с огромным центральный куполом-луковицей на мощном барабане, к которому присоединялись четыре меньшие луковичные купола. С западной стороны к церкви примыкала 5-ярусная колокольня с удлиненным куполом. В отделке церкви эклектично сочетались мотивы в псевдорусском стиле (форма куполов, ряды кокошников, наличники окон и т.п.) и одного из течений модерна — неороссийского стиля (общее объемно-пространственное решение, характерные фронтоны). Проектируемая высота главного объема храма с крестом центрального купола должна была составить 56,5 м; высота колокольни с крестом — более 65 м.
История реализации этого проекта оказалась весьма сложной и длительной. Предложение Евгения Ермакова вполне удовлетворяло тех, кто стремился создать на «Новом Строении» не менее масштабное сооружение, чем католический костел. Но сметная стоимость строительства — 189 000 рублей — показалась приходскому попечительству практически недосягаемой. Поэтому его члены решили заказать альтернативный проект и обратились с этой целью к академику архитектуры Владимиру Николаеву. В 1903 году он подготовил удешевленный вариант, где храм был бы меньшим по размерам, без колокольни, завершенный шатровым куполом с четырьмя малыми луковичными окошками, общей высотой более 40 м. Его смета составила 103 653 руб.
Однако выглядел этот вариант не слишком привлекательно и гармонично, поэтому епархиальное начальство, которому новый проект поступил на рассмотрение, выразило мнение, что проект Ермакова имеет неоспоримые преимущества и что в случае, еси реализовывать его поочередно (первая очередь — основной объем, вторая очередь — колокольня), стоимость сооружения первой очереди будет всего в 4887 руб. больше, чем стоимость всего строительства по проекту Николаева. Учитывая это, Киевская духовная консистория в 1904 году предпочла реализовать проект Ермакова, позволив временно соорудить храм без колокольни.
Но заказчики из каких-то соображений продолжали упрямо настаивать на осуществлении проекта Николаева, попытавшись даже согласовать его в обход Киевской духовной консистории в Святейшему Синоде. Когда эта акция не дала результата, попечительство в 1907 году заказало еще один проект инженеру Василию Листовничому. Киевская духовная консистория, а за ней Хозяйственное управление при Святейшем Синоде, рассмотрев его, не нашли ни художественных, ни экономических преимуществ перед уже утвержденным проектом Ермакова.
Тем не менее попечительство продолжало поиски лучшего варианта и, наконец, в 1908 году обратилось к посредничеству Санкт-Петербургского Общества Архитекторов в деле проведения всероссийского конкурса проектов Троицкого храма. В условиях конкурса были изложены требования заказчиков относительно того, каким должен быть проектируемый храм — своеобразное «задание на проектирование«. Из них было ясно, что храм должен быть трехпрестольным, с подвалом, вместимостью минимум на 2000 верующих (не считая хор). Отдельно подчеркивалось: “Желательно, чтобы проектируемый храм, будучи поставлен на месте несколько пониженном и, в то же время, имеющим с трех сторон четырехэтажные дома, а на расстоянии трех кварталов католический костел с высокими готическими башнями, – доминировал в этой части города”.
К конкурсному жюри поступило 9 проектов, 8 из которых разработали петербургские архитекторы. 24 февраля были подведены итоги конкурса. Первую премию получил проект под девизом «Брама», автором которого оказался студент Петербургского института гражданских инженеров Анатолий Самойлов. Но заказчики больше заинтересовались тем, кто занял второе место — под девизом «Зеленый треугольник» (художник-архитектор Дмитрий Крыжановский). Специальный строительный комитет, сформированный при попечительстве, в течение 1909-1910 годов вел с Крыжановским переговоры по руководству строительными работами. Но ничего не получилось: архитектор и попечительство не пришли к согласию в вопросе о гонораре.
И наконец, Троицкому приходу пришлось вернуться к давно утвержденному проекту Евгения Ермакова. В сентябре 1911 года состоялась торжественная закладка новой церкви, которую предполагалось строить именно по этому проекту. Первый камень в основание будущего храма положил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан. В восточной части фундамента между мраморными плитами была заложена металлическая доска с памятной надписью: “Основан храм сей во имя Св. Живоначальныя Троицы при Державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России, при святительстве высокопреосвященного Флавиана, начальнике края генерал-адъютанте Ф.Ф. Трепове, при губернаторе камергере А.Ф. Гирсе, при городском голове И.Н. Дьякове, при благочинном 2-го округа Киева протоиерее Н. Браиловском, при настоятеле церкви и председателе приходского попечительства протоиерее М. Вышемирском, при священнике Н. Компановском, при церковном старосте П.Г. Рудакове, при епархиальном архитекторе Е.Ф. Ермакове, при председателе строительного комитета А.И. Ватине, иждивением прихожан и членов попечительства” (далее перечислялись имена прихожан и членов попечительства, которые вносили пожертвования на строительство).
Храм строился в центре погоста, вдоль с восточной апсидой старой церкви. Строительство велось подрядным способом. Так, в мае-июне 1913 года решался вопрос о подряде на железобетонные работы в церкви. Они предусматривали сооружение важнейших конструктивных элементов: главных пилонов, подпружных арок, парусов и колец под главным барабаном, контрфорсов, балок, всех сводов, главного барабана и купола. Интересно, что свои услуги в качестве подрядчика из бетонных работ предлагал известный киевский архитектор Владислав Городецкий. Но победителем тендера стала фирма инженера Зоммера, предложившая более выгодные условия. По соглашению между заказчиками и этой фирмой, она обязывалась закончить взятые на себя работы 1 октября 1915 г. Фирма не смогла вложиться к указанному сроку — началась Первая мировая война. Впрочем, по состоянию на май 1915 г. уже можно было класть кровлю на основной объем храма и малые купола. К сожалению, революционные события, начавшиеся в 1917 году, не способствовали успеху дальнейших работ. С победой советской власти строительство окончательно прекратилось.
Незаконченное здание на протяжении 1920-х годов высилось возле Троицкой площади. Возле нее был устроен так называемый «Красный стадион«, проводились массовые спортивные мероприятия. Наконец, в начале 1930-х ее разобрали на кирпич.
Что касается старой церкви, то советские органы зарегистрировали ее приходскую общину в сентябре 1920 года, здесь находилась традиционная «старославянская» конфессия. В начале 1930-х годов храм был закрыт. Служба Божья возобновилась здесь только во время нацистской оккупации. Церковь действовала и в послевоенное время. Ремонт несколько упростило ее внешность, пока согласно постановлению горисполкома от 25 сентября 1962 года ее не снесли за одну ночь, ссылаясь на «реконструкцию улицы». Достоверных сведений о дальнейшей судьбе храмовых святынь, к сожалению, до сих пор не обнаружено.
Часть бывшей церковной усадьбы занял угловой 16-этажный жилой дом по улице Красноармейской, 51, построенный в 1965-1969 годах. Восточную часть усадьбы отвели под внутренний двор средней школы № 145. Ее объем, построенный в 1950-х годах, частично занимает церковный участок, но место строительства нового Троицкого храма до сих пор свободно от капитальной застройки. Вероятно, фундаменты разобранного храма остаются в земле.
Название храма в разное время отражалась в наименованиях Троицкого рынка, Троицкого народного дома (ныне здание Театра оперетты), Троицкой бани.
Объект: православная церковь
Год постройки: 1856-59, 1911-17
Архитектурный стиль: эклектика, псевдорусский стиль
Расположение: на углу улиц Большой Васильковской и Жилянской, возле Олимпийского (Республиканского) стадиона
Современное использование: церковь была окончательно разрушена в 1962 году, в данный момент разрабатывается план восстановления церкви