Печальным уроком безответственного авантюризма в святом деле стала история нереализованного проекта высотной колокольни в Троицком монастыре, действующем и в наши дни (на территории Центрального ботанического сада имени Н. Гришко).
Монастырь был основан в 1866 году выдающимся православным подвижником, отцом Ионой (Ириниченко). Обитель часто называют Ионинской; святитель Иона ныне канонизирован. Он прославился своим благочестием и аскетической жизнью, а монастырь — суровостью устава. Многочисленные духовные чада стремились материально поддержать его, и монастырский комплекс разрастался довольно быстро. При таких обстоятельствах о. Иона задумал выстроить в обители высочайшую в стране колокольню. Чертежи ее выполнил в 1899 году академик архитектуры Владимир Николаев. Проектная высота составляла около 110 м.
Нужно было, однако, получить согласование у духовного начальства: митрополита Киевского и Галицкого, а также благочинного киевских монастырей. Но благочинный был настоятелем Выдубецкого монастыря, а митрополит традиционно занимал должность священноархимандрита Киево-Печерской лавры. Эти две обители были ближайшими соседями Троицкого монастыря, и их братию смущало его бурное развитие.
После долгих проволочек, в 1903 году митрополит Флавиан все же дал согласие на строительство четырехъярусной колокольни, но с хитроумным условием: «… с тем, чтобы сначала были выстроены лишь два первых этажа, с устройством над ними временной крыши, и в первом этаже были устроены святые ворота, а во втором повешены колокола. Затем настоятель и братия должны изыскать средства и построить обширный соборный храм, архитектурою и размерами соответствующий проектированной колокольне, и только по окончании сего храма разрешить им окончить и постройку всей колокольни». Расчет митрополита легко понять. В результате такой резолюции Троицкая колокольня в обозримом будущем едва ли поднялась бы выше двух ярусов.
К тому времени о. Иона уже скончался. Его преемник на посту настоятеля иеромонах Мельхиседек решил не сдаваться. Немедленно состоялась закладка колокольни, началась работа над проектом собора. Но тут началась русско-японская война, потом вспыхнули революционные события 1905 года, и доходы с монастырских землевладений упали. К этим несчастьям добавились пожары, неурожаи… Не желая бросать начатое дело, Мельхиседек вступил на скользкий путь.
Все финансовые операции обители надлежало фиксировать в особых книгах. Настоятель позволил себе игнорировать это правило. Он безотчетно держал у себя немалые суммы, переданные богомольцами «на вечное поминание», и использовал их для строительных нужд, иногда даже на свой страх и риск занимал деньги у частных лиц под большие проценты. Между тем митрополит пристально наблюдал за Троицкой обителью и однажды направил туда комиссию для финансовой ревизии. В результате монастырское хозяйство перешло фактически в режим санации.
Финансовые дела обители оказались настолько запутанными, что священник, руководивший комиссией, в отчаянии написал митрополиту: «Усиленные занятия по обследованию хозяйственной части Киево-Троицкого монастыря вредно отразились на нервной моей системе, я стал страдать бессонницей, и, кроме того, явились головокружения, чего прежде у меня не было, а потому смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство освободить меня от производства сего следственного дела». Когда ревизоры подвели итоги, обнаружились основания привлечь настоятеля Мельхиседека (уже бывшего) к уголовной ответственности.
Но митрополит Флавиан сжалился над ним. В своем определении Консистория не без ехидства констатировала: «Если принять во внимание, что архимандрит Мельхиседек обучался лишь в двуклассном министерском училище и не изучал ни бухгалтерии, ни счетоводства, то многие неправильности в ведении им сложного и большого хозяйства Свято-Троицкого монастыря с многотысячными оборотами можно объяснить его невежеством, неподготовленностью и незнакомством с техникою ведения отчетности в столь сложном деле». В итоге о. Мельхиседека переместили в Соловецкую обитель, а строительство огромной колокольни уже не возобновлялось. Готовый первый ярус разобрали на кирпич в 1920-е годы.
Сейчас ходят слухи оподготовке преокта восстановления колокольни. Тем не менее, проект самой высокой колькольни спорный, и в ближайшее время его точно не реализуют.
Объект: колокольня
Год постройки: 1903-05
Архитектурный стиль: эклектика, историзм
Расположение: Ионинская обитель, Свято-Троицкий монастырь
Современное использование: была недостроена, в 1920-х разобрана