Когда в 1970 году на месте 2-этажных домиков по ул. Владимирской, 51—53, был возведен 10-этажный небоскреб, общественность города возмутилась. Здание не только соперничало с силуэтом Оперного театра, а и визуально подавляло его. Со временем страсти поутихли, и «блокирующее» театральную площадь здание повышенной этажности стало делом весьма обычным.
А в начале прошлого века детище академика архитектуры Шретера, исполненное в формах французского ренессанса (1901), являлось доминантой всего квартала. Театральные маски и меры, скульптуры грифонов и муз как бы приглашали под своды Русской оперы, чтобы окунуться в волшебный мир классической музыки. С правой стороны от театра тянулся 4-этажный (изначально — 2-этажный) дом N48, который поочередно строили известные архитекторы Беретти-младший и Шилле. Первому в 1861 году проект заказал композитор и пианист Петр Селецкий, второму — купец первой гильдии Исаак Бродский. Кроме мастеров сцены, в доме проживали и знаменитые зодчие: среди них — Кобелев (автор здания Госбанка), Брадтман (цирк «Гиппо Палас»). С последним, кстати, приключилась беда — его квартиру обокрали. Причем, грабители действовали профессионально: они не выносили картины в золоченных рамах, не скатывали ковры, а просто при помощи отмычек вскрыли потаенный сейф хозяина, вмонтированный в стену, и взяли оттуда все наличные (10 тыс. руб.).
На противоположной стороне площади (Владимирская, 52) размещалась гостиница «Франсуа». Такое название своему заведению дал купец Голомбек, купивши в 1898 году 2-этажный особняк (арх. Шилле) у разорившегося генерала Вороновича, который тоже держал здесь номера по звучным названием «Метрополь». Голомбек надстроил два этажа и всецело занялся гостиничным бизнесом. Дом знаменит тем, что в октябре 1913 года во время резонансного процесса по «делу Бейлиса» здесь останавливался Владимир Короленко вместе с женой и дочерью. «Евдокия Семеновна и Соня были очень встревожены, — вспоминала подруга дочери Кривинская. — Владимир Галактонович чувствовал себя скверно. Его мучила сильная одышка, сердце работало плохо…» Бейлиса оправдали. И, возвратившись в Полтаву, писатель сообщает в письме брату Иллариону такие подробности: «Удивительно, что экскурсия в Киев, долгие часы в душной зале на хорах журналистов, нервная атмосфера… произвели сравнительно мало опустошений в моей нервной системе. Приписываю это благополучному окончанию дела».
Под крышей гостиницы «Франсуа» в 1919 году появился и театр «Арлекин», созданный усилиями известных впоследствии деятелей культуры — Киплером, Юткевичем, Козинцевым и Эренбугом. Перед этим в ресторанном зале размещалось развлекательное кабаре «Кривой Джимми». А еще раньше за столиками расположенного здесь кафе-кондитерской «Француа» любили засиживаться двое влюбленных — Михаил Булгаков и Тася Лаппа. Из окна кофейни открывался чудесный вид на Оперный театр и громадный дом с угловой башней, построенный в 1901 году по проекту архитектора Яскевича.
Именно это здание (ул. Лысенко) фигурирует в романе «Белая гвардия как «дом мадам Анжу»: «На левом окне была нарисована цветная дамская шляпа, с золотыми словами «Шик призьен». Справедливости ради, следует сказать, что это угловое здание полностью отреставрировано и своим внешним видом поражает даже бывалых киевлян. Если до революции оно было увенчано одним куполом, то теперь их — четыре, и они удачно сочетаются с ажурными башенками Оперного театра.
Объект: площадь
Расположение: на пересечении улиц Владимирской (Большой Владимирской) и Богдана Хмельницкого (Фундуклеевской, Ленина), возле Оперного театра
Современное использование: Театральная площадь