Бурное развитие Киева в XIX веке требовало надёжного транспортного сообщения, за которое взялись так называемые «извозчики». В их обязанности входило перевозить пассажиров в любое заказанное ими место в пределах города; плата за проезд не должна была превышать таксу, установленную городской Думой.
Все извозчики разделялись на две условные категории: одноконные и пароконные (двуконные). Для перевозки допускалось не более двух взрослых седоков на одноконном и до 4-х на пароконном извозчике. Ребёнок до десяти лет не считался пассажиром, а двое детей считались, как один взрослый.
Экипажи извозчиков должны были быть устроены согласно общему типу, утвержденному городской управой, а именно: с кожаным откидным верхом, несмазанным кожаным подшитым холстом, фартуком, с сиденьем на пружинах, покрытых сукном, с винтовым тормозом, боковыми фонарями и часами-счетчиком на резиновом ходу. Экипажи должны были содержаться всегда в полной чистоте и исправности. Лошади должны были быть крепкими, здоровыми и хорошо выезженными. К извозчику также предъявлялись строгие правила: он не имел права требовать платы свыше установленной таксы и должен был беспрекословно везти пассажира в пределах города. Говоря современным языком, извозчики XIX века были по нынешним меркам таксистами.
С вокзала, если вы не избрали для остановки гостиницу, имеющую собственный экипаж (к числу таких гостиниц относились «Европейская», «Гранд-Отель», «Континенталь», «Франция», «Отель-Савой»), Вам пришлось бы брать пароконного или одноконного извозчика. Уверенно произнесенный адрес и сумма внушает извозчику, что вы не новичок, и он без всяких разговоров доставил бы Вас по назначению. Сорок копеек — это «казенная», установившаяся от вокзала плата до любой из перечисленных гостиниц, кроме Лаврской. Впрочем, при известном умении и настойчивости Вы смогли бы доехать и за 30 коп. Пароконному же извозчику за тот же проделанный путь нужно было предлагать не меньше 80 коп., снова уверенным тоном, максимум можно было бы дать рубль. Багаж киевские извозчики брали охотно, не стеснялись его размеров, поскольку он тоже оплачивался…
Для извозчиков существовала такса, но, как и в большинстве случаев — это была лишь установленная норма проезда. На самом деле она имела относительное значение для самого извозчика — в вокзальной суматохе им не до таксы было…
Объект: служба, такси
Современное использование: такси