Постройка костёла Св. Николая началась по конкурсному проекту архитектора С. В. Валовского в 1899 году. Разработка и строительство здания производились под руководством известного киевского архитектора В. В. Городецкого. Костёл, построенный в стилизованных готических формах с высокими стрельчатыми башнями и шпилями, отличается стройными пропорциями, лёгкостью, ясностью композиционной структуры. Сложные условия строительства и архитектурного решения побудили архитекторов применить новаторские на то время инженерные технологии. Инженером А.Э. Страусом впервые в тогдашней строительной практике была предложена закладка фундамента на бетонных сваях, а в конструкциях широко использовался железобетон — новый строительный материал. Костёл был богато украшен как настенными росписями так и витражами, которых насчитывалось 40 (не сохранились).
В 1909 году костёл был освящён.
Костёл был закрыт и разграблен около 1933 года, духовенство подверглось репрессиям. В здании разместились склады. В 1943 году во время войны, храм сильно пострадал от артиллерийского обстрела, горел.
В послевоенные годы здание костёла было частично отреставрировано и перестроено под нужды Киевского государственного областного архива.
В 1978 году было принято решение Совета Министров УССР о создании в Киеве Республиканского Дома органной и камерной музыки и переоборудовании под концертный зал помещения бывшего Николаевского костёла. Одновременно с реставрацией проводилась и частичная реконструкция здания. С 1981 года Николаевский костёл стал функционировать в качестве концертного зала Дома органной и камерной музыки.
Орган Киевского Дома органной музыки был специально создан мастерами фирмы «Rieger-Kloss» в городе Крнов в Чехословакии. При конструировании максимально учитывалась органичность сочетания форм инструмента с интерьерами бывшего Николаевского костёла. У органа 55 регистров, распределённых по трём мануальным клавиатурам и педали, 3846 труб различных диаметров и длины (от 13 миллиметров до 6 метров), сделанных из металла и дорогих пород дерева (использовалось чёрное и красное). Орган имеет широкую тембровую палитру и на нем с успехом исполняются произведения различных стилей и направлений от старинной музыки до современных авторов.
Творческий коллектив Дома органной и камерной музыки составляют: Ансамбль классической музыки имени Б.Лятошинского, Трио «Рависан», Квартет имени Николая Лысенко, Камерный ансамбль «Киев», Камерный ансамбль «Киев-Брасс», органисты, солисты-инструменталисты и певцы.
Римско-католическая община храма, сложившаяся в начале XX века, сильно пострадала во времена событий 1917 года, репрессий 30-50-х годов XX века и практически исчезла к середине века. Возрождение церковной жизни общины началось в конце 80-х годов XX века. С 1992 года в храме начали регулярно проводиться богослужения, чередующиеся по договорённости с концертной деятельностью Дома органной музыки. Однако само здание, внесённое в список сооружений не подлежащих возвращению религиозным объединениям, принадлежит государству. 25 июня 2001 года костёл посетил Папа Римский Иоанн Павел II.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)
————————-
Строительство костела было начато в 1899 году. За основу проекта была взята конкурсная работа Станислава Валовского, которую существенно переделал Владислав Городецкий.
В те времена Европа увлекалась стилизацией под старину. Модных тенденций придерживался и Городецкий, поэтому костел обрел классические приметы готического стиля. Современники с увлечением описывали «…фасад, выдержанный строго в готическом стиле, украшенный двумя большими и одной маленькой башнями и богатой скульптурой, напоминая внешним видом знаменитую Votiv Kirche в Вене».
Вотивный (то есть Обетный) собор в австрийской столице возвели в память о 18 октября 1853 года – дне спасения императора Франца-Иосифа от покушения. Есть также воспоминания, что Городецкий, находясь в Вене, делал зарисовки этого собора. Его восхищение венским архитектурным творением ощущается в работе над костелом Святого Николая.
При строительстве костела, архитекторe таки довелось применить талант новатора. Грунты, где возводили костел, оказались влажными, и для их закрепления в фундамент вмонтировали бетонные набивные, изобретенные киевским инженером А.Э.Страусом. Тогда этот метод был применен впервые, после чего его стали широко применять в Европе. Не отказывались строители и от использования бетона и железобетона.
Бетон использовался также для отделки и создания искусственного камня, а если присмотреться, то в щелках здания можно заметить ящериц. Кстати, скульптуры изготавливали в мастерской Элио Сала. Вся эта «святая троица» – Городецкий, Страус, Сала – впоследствии создаст шедевр декадансового стиля – киевский Дом с химерами.
Храм возводили 10 лет на пожертвования частных лиц. В общем, на его сооружение было израсходовано 500 тысяч рублей. В конечном варианте, который мы видим сегодня, костел имеет крестообразную базилику в плане, две башни на главном, западном, фасаде, меньшую, третью – сигнатурку – небольшую башню над крестовиной с колоколом. Основное композиционное внимание сконцентрировано на западном фасаде – три портала, огромное витражное круглое окно-роза, над которым возвышается треугольный фронтон. А по сторонам рвутся в небо ажурные стрельчатые башни. Таким образом, Городецкий обогатил первоначальный проект Воловского. Теперь в Киеве трудно найти храм лучше костела Святого Николая.
В советское время костел был в запустении. В 70-е годы прошлого века в костеле начались такие необходимые реставрационные работы. Была восстановлена узорчатая крыша из черепицы, а фасады облицованы керамической плиткой, что при Городецком за недостатком средств не довели до конца. Поставлен новый орган чешской фирмы «Ригер-Клосс». Так бывший римско-католический костел превратился в Республиканский дом органной и камерной музыки, созданный в 1978 году. Сегодня римско-католический костел возобновил свою первичную функцию и совмещает ее с культурно-художественной: в храме поочередно с церковной службой проходят концерты органной музыки.
Объект: католический собор, костёл
Год постройки: 1909
Архитектурный стиль: неоготика
Расположение: на улице Большой Васильковской, 77
Современное использование: католический собор, органный зал