Стоит на одном из киевских холмов белокаменное, изумрудное чудо — Кирилловский храм. Летописи утверждают, что церковь была построена в XII столетии. Те же летописные источники довольно противоречиво свидетельствуют о фундаторе храма. Исследователи, основываясь на летописях, указывают три имени: Марии Казимировны — дочери польского короля Казимира Второго Справедливого, жены черниговского князя Всеволода Чермного; Марии Мстиславовны — дочери Мстислава Великого, жены Всеволода Ольговича, и самого Всеволода Ольговича — сына черниговского князя Олега Святославовича. Отчего же происходят такие разночтения?
А дело в том, что в Киевской летописи 1179 года сказано: «…В то же лето приведе Святослав за среднего сына жену из Ляхов, Казимерну, во Филипове говенье… Того же лета преставися княгиня Всеволожая, приемше на ся черническую схиму, и положена бысть в Киеве, у святаго Кюрила, юже бе сама создала…». Отсюда автор Киевского Синопсиса (1674-1830) сделал вывод, что Мария, дочь польского короля Казимира, приехав в Киев и выйдя замуж за Всеволода Чермного в 1179 г., умерла в том же году и была погребена в церкви, называемой Кирилловской, которую сама построила, — т.е. строительство Кирилловской церкви приписывалось польской княгине Марии Казимировне. Учитывая, что Киевский Синопсис выдержал 25 переизданий, это ошибочное утверждение было принято многими серьезными исследователями. Однако еще в прошлом веке малоизвестный историк С.Крыжановский развеял это укоренившееся мнение: он обратил внимание на то обстоятельство, что Мария Казимировна приехала в Киев «во Филипове говенье» — в ноябре. Год тогда начинался в марте, следовательно, до конца 1179 г. оставалось тогда всего три месяца. За такое короткое время невозможно построить большую каменную церковь. Но главное несоответствие состоит в том, что в 1171 г. в Киевской летописи уже упомянута Кирилловская церковь — а уж если этот храм существовал в 1171 г., то никак не мог быть построен (еще раз) в 1179 г. только что приехавшей Марией Казимировной. Значит, речь идет о другой Марии.
Исследователь XIX ст. М.Максимович в статье «О создании церкви Святого Кирилла» убедительно разделяет исследуемый нами летописный отрывок на две части. Первая часть действительно относилась к дочери польского короля Марии Казимировне, которая в 1179 г. стала супругой среднего сына Святослава — Всеволода Чермного; вторая же часть повествовала о другой женщине — Марии Мстиславовне — жене черниговского князя Всеволода Ольговича, которая умерла в 1179г. и была погребена в церкви св. Кирилла. М. Максимович пришел к выводу: Кирилловская церковь была построена Марией Мстиславовной, вдовой Всеволода Ольговича.
Но в Киевском Месяцеслове за 1799 г. надзиратель математических классов, учитель богословия иеромонах Иреней подверг сомнению предыдущие ссылки на обеих княгинь и высказал свою точку зрения по поводу даты создания храма: «Создана Великим князем Всеволодом Ольговичем или княгинею Марией, супругой Всеволода Ольговича, 1144 или 1172 годов…».
Следует упомянуть и указание в Киевской или Ипатьевской летописи 1167 года: «Ярополк же с берендичами настигли Владимира на реке Желянь коло села Добрый Дуб, и не дали берендичи стреляться с ними …и так ехали берендичи до Всеволодова монастыря…». Упомянутая местность Желянь простиралась до Дорожицких земель, где в XII в. появился Кирилловский монастырь. Он был не только культовым сооружением, но и исполнял роль крепости на подступах к Киеву. Известно, что именно на Дорогожичах в 1139 г. черниговский князь Всеволод Ольгович расположил свои войска и послал ультиматум своему сопернику князю Вячеславу с требованием уступить ему Киев. Вячеслав требование исполнил, и в 1140 г. Всеволод вошел в Киев «с честию и славою великою». И хотя в летописях мы не находим прямого указания на то, что Всеволод велел заложить собор на Дорогожичах, можно предположить, что это было бы вполне естественное решение — заложить собор в честь своего святого патрона, александрийского архиепископа Кирилла, на месте, где была одержана победа в борьбе за Киевский стол. Кроме того, в местности, описанной в летописи, ни до, ни после 1167 г. не существовало никаких других монастырей, кроме Кирилловского.
А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь одной из актуальных проблем является выяснение тех путей, которыми культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского проникал на Русь. Почитание этих святых на Руси известно только с XII века: именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.
Но вернемся к Всеволоду Ольговичу (Кириллу): его имя впервые упомянуто в 1111 г. — он был одним из участников похода на половцев. В 1139 г., как уже упоминалось выше, он подошел к Киеву со стороны Дорогожичей. Всеволод княжил в Киеве 6 лет и 5 месяцев. В месте, где он одержал победу над своим соперником из рода Мономаховичей (на Дорогожичах), был заложен фамильный монастырь с каменной церковью.
В 1146 г. скончался князь Всеволод Ольгович, и у В.Татищева читаем, что кроме многочисленных жен (наложниц) никто о нем не заплакал, а киевляне вздохнули с облегчением. Всеволод был похоронен в Вышгородском Борисо-Глебском соборе, потому что Кирилловская церковь еще не была достроена. И вот здесь уже стоит вспомнить о супруге Всеволода Ольговича — Марии Мстиславовне, которая во вдовстве пережила своего мужа на 33 года. Скорее всего, именно она после скоропостижной кончины Всеволода достраивала Кирилловский собор, и в летописи об этом говорится: «юже бо сама создала». Но Мария Мстиславовна именно ДОСТРОИЛА храм — в противном случае, в летописи за 1167 г. монастырь бы назывался не Всеволодовым, а Марииным…
И еще один контраргумент. Может быть, Всеволод основал монастырь, а Мария — собор в честь святого Кирилла, в честь патрона своего мужа, о котором летопись упоминает: «Большой забияка, до вина и жен охотник». Вряд ли княгиня Мария, в отличие от заплаканных наложниц, отчаялась, потеряв такого мужа. Вернее всего, собор в честь Кирилла Александрийского был заложен князем Всеволодом Ольговичем, имеющим прямое отношение к культу этого святого, еще мало популярного тогда в Киевской Руси.
Подтверждением этого является и иконографическая программа росписи Кирилловского храма. В известном исследовании XIX в. «Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII в., исполненное А.В.Праховым» есть интересное дополнение: тетрадь с орнаментами. На обратной стороне третьей страницы находим полоски с орнаментом и ниже надпись карандашом: «Под Map. Мст.». Этот орнамент, согласно эскизу А.Прахова, написан в XIX в. на ребре южного опорного столба нартекса Кирилловской церкви. Сейчас в верхней части этого столба открыт фрагмент фрески XII столетия: мы видим на ней имитацию архитектурного сооружения, внутри которого погрудное изображение женщины в монашеском одеянии, выглядывающей из-за занавеса. Именно эту фигуру проф. Прахов определил как «Map. Мст.» — Мария Мстиславовна. Завершая строительство Кирилловской церкви после кончины своего мужа, Мария Мстиславовна могла заказать исполнение своего портрета в росписи стен нартекса, где в будущем должны были упокоиться ее останки.
А вот еще одна интересная находка. В средней клети храма на южной стене можно рассмотреть фрагменты фресковой композиции ХII в. В фондовых документах эта сцена числится под названием «неизвестная композиция». В центре композиции — крупная фигура; сохранилось изображение ее головы с кресчатым нимбом и распростертые над кем-то руки. Судя по кресчатому нимбу, изображен на фреске Иисус Христос. Под распростертыми руками справа заметен фрагмент нимба и верхняя часть головы, слева — часть руки, что-то подающей Иисусу, — вероятно, макет Кирилловской церкви. Несмотря на плохую сохранность, даже эти малочисленные фрагменты древней композиции подсказывают нам, что в XII в. здесь был исполнен популярный сюжет: Иисус Христос с предстоящими, иначе — ктиторская композиция. Трудно судить о том, кого благословляет Христос и кто подносит ему макет собора. Единственно, что можно утверждать, — что это изображение двух святых. А в правом крайнем углу композиции можно увидеть архитектурную деталь, имитирующую сооружение, а внутри, как и на вышеописанном фрагменте фрески в нартексе, где была изображена Мария Мстиславовна, исполнена женская голова в монашеском облачении, выглядывающая из-за занавески. Перед нами два практически идентичных изображения. Значит, на исследуемой нами композиции тоже изображена Мария Мстиславовна. Но если бы именно княгиня Мария была основательницей и строительницей Кирилловской церкви, то на ктиторской композиции она бы не выглядывала из-за занавески, а в качестве фундатора подавала бы Христу макет храма. Скромно выглядывающая склоненная женская головка говорит скорее о том, что Мария претендовала на соответственно скромную второстепенную роль продолжательницы строительства, и, скорее всего, она финансировала завершение росписей. А слева от Иисуса Христа, скорее всего, был изображен Всеволод Ольгович; жаль, что эта часть фресковой композиции не сохранилась…
Многочисленные современные исследователи, обращаясь к описанию Кирилловской церкви, без каких-либо доказательств прямо указывают на то, что построена она была князем Всеволодом Ольговичем. Построив церковь в честь св. Кирилла, Всеволод стал своеобразным распространителем культа Кирилла и его парного святого Афанасия в Киевской Руси.
Объект: православный храм
Год постройки: 1140 — 1167
Архитектурный стиль: византийский, старорусский, украинское (мазепинское) барокко
Расположение: на Дорогожичах, на современной улице Елены Телиги
Современное использование: музей, филиал национального заповедника «София Киевская»