Сегодня в старой части Киева осталось не так много храмов по сравнению с прошлыми временами. Доминантой остается комплекс Софиевского собора. До 1930-х гг. он хорошо просматривался с разных сторон, но позднейшие перестройки окружающей территории практически уничтожили главенство звонницы собора и его куполов над древней частью города.
До 1934 г. на перекрестке Золотоворотской улицы, Георгиевского переулка и Рейтарской находилась церковь в честь Святого Великомученника Георгия.
В Киевском синопсисе 1836 г. (извлечение из сведений жившего в 17 в. И.Гизеля) есть интересное упоминание: «Созда же [Ярослав] и церковь святаго великомученика Георгия от камене, во имя себе от св. крещения данное по правой стране святыя Софии, и церковь и монастырь святыя Ирины недалече от св. Софии». В сегодня оспариваемой Лаврентьевской летописи также есть упоминание о храме: «В лето 6545. Заложи Ярослав город великый (Кыев), у него же града суть Златая врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротех святыя Богородица Благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины».
В пергаментной рукописи-списке 14 в. читаем: «В тот же день священие церкви святого Георгия в Киеве пред враты святые София. Блаженный и приснопамятны всея Рускыя земли князь Ярослав, нареченный в святем крещеньи Георьгий, сын Владимерь, крестившаго землю Рускую, брат же святою мученику Бориса и Глеба: се всхоте создати церковь в свое имя святого Георгия, да еже всхоте и створи; и яко начаша здати ю, и не бе многа делатель у нея; и се видев князь, призва тиуна; почто не многа у церкве стражющих. Тиун же рече: понеже дело властелское боятся люди труд подимше наима лишени будут. И рече князь: да аще тако есть, то аз сице створю. И повеле куны возити на телегах в комары златых врат, и возвестиша на торгу людем, да возмут кождо по ногате на день. И бысть множьство делающих. И тако вскоре конча церковь, и святи ю Ларионом митрополитом, месяца ноября в 26 день, и сотвори в ней настолование новоставимым епископом и заповеда по всей Руси творити праздник святаго Георгия месяца ноября 26 день» (ГПБ, Древнехранилище, Петербург).
Дату постройки врядли можно назвать окончательной, называется также 1045 г. (Н.Закревский, «Описание Киева»). О Георгиевском монастыре также не много информации, упоминается он вплоть до 1063 г.
Раскопки Д.В. Милеева 1910 г., во время которых к северо-западу от Георгиевской церкви обнаружили фундамент большого храма, позволили некоторым историкам усомниться в том, что храмы 17, 18 и 19 веков находятся именно на месте древнего Георгиевского.
В середине 17 в., вскоре после воссоединения Украины с Московским царством, русские полки разместились на заброшенной после монгольского разгрома 1240 г. территории Верхнего Киева. Судя по названиям улиц, примыкающих с Софийскому собору, — Рейтарская, Стрелецкая, — московские войска расположились и в непосредственной близости к собору.
В 1674 г. киевский воевода князь Юрий Петрович Трубецкой в отписка своей к царю Алексею Михайловичу писал: «В летописных, государь, киевских книгах написано: в лето 6545 г. в Киеве в верхнем болшом городе, у Златых ворот, близ Софейского монастыря, создана каменная церковь, во имя святаго великомученика Георгия, и была церковь двесте два года и в лета ж 6748 г., в киевское разорения от Батыя царя, та церковь разорена, и от того времяни на том месте церкви божией не было и место церковная от незнающих, простых людей и от скоту было насарено неистово; и мы, холопи твои, хотим то место очистить и огородить. И в прошлом государь в 181 году в ыюле и в августе били челом тебе, великому государю царю, и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, многие твои, великого государя, ратные люди, которые на твоей, великого государя, службе в Киеве с нами, холопи твоими, чтоб на том месте устроить церковь божию; а ваше государское богомолие во имя великомученика и победоносца и славного чюдотворца Георгия, да в приделе преподобного и богоносного отца нашего старого российского окармителя Сергия Радунежского чудотворца, а они по своему обещанью на то царское строенье дадут вкладу денгами и лесу, и всякого помочь чинить станут, кому что возможно. И по твоему, великаго государя царя, и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу мы, холопи твои, на прежнем георъгевском церковном старом месте велели церковь божию, а ваше государское богомолие во имя великомученика Георгия, да в пределе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радунежского чюдотворца строить. И по благославению Лазара Бороновича, архиепискупа черниговского и новгородского и всего севера, к созданию облажена августа в 9 день свершана и освящена первая церковь ноября в 26 день, другая декабря в 16 день ныняшнего 182 году».
Очевидно, что во второй половине 17 в. от прежнего храма остались только руины, но народная память не оставила их безымянными. Был возведен деревянный храм в честь Св. Георгия, простоявший до приезда внучки царя Алексея Михайловича императрицы Елизаветы Петровны в 1744 г. Возможно, российская императрица лично участвовала в закладке нового церковного здания оконченного только к 1752 г.
Здание представляло собой довольно скромную трехчастную постройку с элементами украинского барокко. Южная и северная стены разделялись вертикальными пилястрами, между которыми были полуциркульные окна. Нартекс, северный и южный фасады завершались треугольными фронтонами с росписями в тимпанах (внутренняя часть фронтонов). Здание было увенчано небольшим восьмигранным деревянным барабаном с маленьким куполом.
В 1884 г. (по другим данным в 1907 г.) церковь перестроили по проекту известного киевского архитектора В. Николаева. Храм остался трехчастным, но внешнее убранство здания соответсвовало моде эпохи последних российских императоров – нео-русскому и нео-византийскому.
С западной стороны пристроили тамбур с кокошниками, завершавшийся маковкой с крестом. Над нартексом построили одноярусную звонницу с полусферическим куполом. Треугольный фронтон со стороны Золотых ворот заменили на килеподобный, а со строны стены Софиевского комплекса, судя по архивным фото, фронтон вообще отсутствовал. Центральную часть постройки венчал массивный восьмигранный барабан, украшенный псевдо-византийскими колоннами, ниши с росписями и купол с маковкой. Росписи выполнены были художником И.С. Ижакевичем.
В марте 1918 г. подводили печальные итоги повреждений киевских памятников после большевистского обстрела. Георгиевский храм среди пострадавших не числился. Но в соседний Софиевский комплекс – в собор, колокольню и другие постройки и в сад попал 21 снаряд, в остатки Золотых ворот 5 снарядов.
6 сентября 1931 г. было принято решение президиума Киевского горсовета (№ 594) о закрытии Георгиевской церкви, «размещенной на Рейтарской улице, 2» — завуалированная форма постановления о сносе (см.: Государственный архив г. Киева. — Ф. Р-1. — Оп. 1. — Д. 2501). Церковь закрыли и передали Союзу безбожников.
Здание снесли в 1934 г. Мастерская Военпроекта, которой руководил И. Ю. Каракис, получила в 1936 г. под застройку уже «свободный» от церкви, но с ее фундаментами участок. Здание же было выстроено в 1936-1937 гг. в десятках метров от фундаментов церкви 11 в.
К сожалению, краткий период, когда новая церковь была разобрана, а жилая постройка еще не выстроена, не был использован киевскими исследователями для проведения систематических археологических раскопок. Более того, открывавшиеся во время земляных работ при строительстве дома различные части древних фундаментов не были зафиксированы и не подверглись серьезному исследованию, хотя научные наблюдения за ходом земляных работ были возложены на группу научных сотрудников Института истории материальной культуры АН УССР.
Из небольшой заметки, напечатанной в хронике «Наукових записок» института, можно почерпнуть лишь общие рассуждения о богатстве ценного научного материала, собранного названной группой во время наблюдения за земляными работами, не подтвержденные ни графической фиксацией памятника, ни научным описанием его (Археологiчнi дослiдження у Києвi. НЗIIМК, кн. 3—4, Киïв, 1935). Автор той заметки написал, что старинная постройка с мощным фундаментом имела вид базилики и была не только местом молитвы, но и частью крепостного строения. При работах были найдены остатки фресок, части колонн, обломки голосников и многочисленные разнообразные предметы бытового назначения (фрагменты глиняной посуды, жернова, змеевик, металлический сосуд культового назначения и пр. ). В 1937 г. при рытье большого котлована на пересечении Золотоворотской и Рейтарской улиц перед новым домом, выстроенным на месте Георгиевской церкви, вновь были частично открыты фундаменты древнего храма. Кладка фундамента состояла из блоков камня различных пород (песчаник, кварцит, валуны), скрепленных раствором извести. Раствор был неодинаков по своему составу в различных частях фундамента: в средней и восточной частях он имел добавку толченого кирпича и был светлее, чем раствор западной части, который не имел в своем составе цемянки и был серого цвета. Фундамент представлял мощный, широкий массив, занимавший почти всю площадь круглого котлована, имевшего в диаметре 11. 35 м. Трудно сказать, под какой частью церковного здания он мог быть сделан. Ленточные фундаменты древних киевских построек никогда такой ширины не имели. Поверх кладки фундамента встречались отдельные плоские кирпичи квадратной формы, а над ними опять каменная кладка. Стены здания были выложены в технике «opus mixtum», характерной для киевского зодчества 11 в. Среди обломков различных строительных материалов были найдены куски листового свинца — остатки древней свинцовой кровли храма. Раскоп 1937 г. позволил уяснить, что кирпичная Георгиевская церковь, выстроенная в середине 18 в. (как и храм 19 в.), по площади была значительно меньше древней и не охватывала западную часть древних фундаментов.
В 1939 г. при прокладке водопроводных труб в воротном проезде дома № 2 по Рейтарской ул. вновь обнаружилась древняя кладка церкви Георгия. На этот раз открылись фундаменты двух апсид храма. Фундаменты эти удалось тщательно обследовать и обмерить.
В результате всех перечисленных выше беглых и случайных наблюдений, конечно, трудно составить более или менее отчетливое представление о памятнике. Храм Георгия был, по-видимому, пятинефной постройкой, боковые нефы которой представляли собой галереи, не имевшие апсид с восточной стороны. Название «базилика», примененное к церкви Георгия автором приведенной выше заметки, объясняется лишь неточностью терминологии. Церковь Георгия была как и другие постройки, окружавшие Софийский собор, зданием крестово-купольного, а отнюдь не «базиличного» типа. По характеру кладки стен («opus mixtum») и фундаментов постройка также ничем не отличалась от других киевских сооружений первой половины 11 в.
В 1816 году в церкви был похоронен владыка Молдовы (1796-1799) и Валахии (1799-1802) князь Константин(ос) Ипсиланти, участник греческого освободительного движения против турков-османов. После того, как турки придушили восстание, он был вынужден иммигрировать в Российскую империю, и нашёл убежище в Киеве в 1807 г. Князь проживал в доме №6 по улице Ивана Мазепы (совр. название) на Печерске.
После разрушения Георгиевской церкви в 1934 г. могилу Ипсиланти перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Как и все убранство храма, могила была разрушена взрывом 1941 г. В 1952-54 гг. среди руин Успенского собора было найдено значительное количество фрагментов надгробия, но восстановили памятник только в 1997 г. Восстановление стало возможным при актичном участии греческой общины и архимандрита Дамиана (Введенский монастырь). Монумент установлен на территории Киево-Печерской лавры во внутреннем дворике возле Троицкой надврfтной церкви.
В начале 21 в. среди нескольких проектов по возрождению центра Киева был проект, предполагающий снос дома №2 (арх. И.Каракис), закрывающего вид на Софиевский комплекс. Только в этом случае можно будет восстановить церковь. И сразу возник бы традиционный для киевских новоделов вопрос – «в каком виде?». Как типовой и довольно простой в архитекурном плане храм конца 19-нач. 20 вв. или еще более простой вариант 18 в.? Или фантазийную постройку в византийском стиле а-ля подольский новодел Успенской (Пирогощи) церкви?
Не так давно в маленьком сквере перед домом №2 (архитектор И.Ю. Каракис), занимающем часть территории Георгиевской церкви, прикрепили православный крест. А на углу сквера «поселилась» фигура норштейновского Ёжика «в тумане». Скорее всего, было бы правильно установить небольшой памятник погибшему храму с указанием основных его историко-архитектурных данных, как это сделано в некоторых местах Москвы. И Георгиевский переулок получил бы логическое начало.
Объект: православная церковь
Год постройки: 1051-53, 1744-52, 1884
Архитектурный стиль: византийский, старорусский; украинское (мазепинское) барокко; неоклассицизм
Расположение: рядом с собором Святой Софии и Ирининской церковью, в конце Золотоворотской улицы
Современное использование: снесена в 1934 году