Сначала была небольшая коса, отделявшая от Днепра его правый рукав — речку Почайну, — которая, ответвляясь между Вышгородом и устьем Десны от главного русла, протекала через Оболонь и на Подоле снова впадала в Днепр. В уютную гавань Почайны во времена Турецкой войны 1710 и 1718 годов с Десны от Брянска заводили барки с казенными припасами на зимовку.
В начале ХVІІ в. через косу прорыли канал, чтобы удобнее проходить по Днепру барками в почайнинскую гавань Притыку. Со временем косу размыло, река заилилась, обмелела, и в конце концов ее поглотил Днепр. С изменением русла полноводного Днепра в этом месте образовался целый архипелаг островков вокруг большого полуострова Рыбальского.
К середине 90-х годов ХІХ века Киев так и не обзавелся приличным портом. Поэтому городская управа решила объявить конкурс на обустройство гавани Притыки, известной еще со времен Киевской Руси как самой важной на водном пути «из варяг в греки». Проект новой гавани разработал инженер Максимович. На месте неглубокого, засоренного илом и городским мусором залива, в бывшем устье Почайны, работы продолжались более двух лет, с весны 1897 до июля 1899 года.
Дно вычистили, залив углубился до 3,2 м, гавань шириной от 180 до 240 м протянулась на 2 км. На все это потратили 436 тысяч рублей. В результате получился крупнейший в Европе на то время речной порт — с 12 гектарами складской территории, рассчитанный на 600 судов. Гавань расширилась вплоть до Рыбальского полуострова, на западном берегу которого оборудовали верфь.
Практически безлюдную территорию Рыбальского полуострова стали застраивать в конце 1920-х под главным для всей молодой страны девизом электрификации и индустриализации. Неподалеку от гавани в 1926 году начали строительство Киевской районной электростанции (КРЭС).
Станцию возводили по проекту архитекторов Парусникова, Бурова и Гольца в стиле конструктивизма. Всего потратили почти восемь с половиной миллионов рублей, из которых почти три миллиона ушло только на строительство. 2 мая 1930 года перерезали красную ленточку — КРЭС заработала, хотя полностью работы завершились только через три года. На то время станция была главным источником электроэнергии для города. Четыре котла с площадью нагрева в 750 кв. м выдавали на-гора 21300 кВт.
В начале 1928 года дошли руки у советской власти и до верфи на западном берегу Рыбальского полуострова, еще до недавнего времени крупнейшей европейской гавани. Президиум Высшего Совета народного хозяйства Украины утвердил постановление о сосредоточении речного судостроения на заводе «Ленинская кузня». Ленинской кузней стал 2-й киевский машиностроительный завод, когда-то Южно-Русский, расположенный в городе недалеко от железнодорожного вокзала — в квартале между улицами Жилянской и Коминтерна. Здесь до революционных событий изготавливали оборудование для сахарных заводов, винокурен, лесопилок, мельниц, а во время Первой мировой войны завод получил заказ на производство гранат и нескольких буксирных пароходов. Тогда-то и выделили заводу для сборочных работ территорию возле днепровской гавани. Закладка на Рыбальском первой будущей судостроительной верфи завода состоялась 8 ноября 1928 года. Задача первой пятилетки — сделать завод лучшим в стране и сосредоточить на нем речное судостроение. В романтическом запале строили первый советский буксирный пароход «Беларусь» с цельносварным корпусом — изобретение Патона. На воду его спустили уже в 1931 году.
В том же 1928 году начались работы по сооружению железнодорожного моста с полуострова на Левобережье. Петровский железнодорожный мост был открыт 8 ноября 1929 года.
Ни один паводок, начиная с описанных еще в киеворусских летописях, не был таким крупным, как киевское наводнение 1931 года. Больше всего пострадал именно Рыбальский полуостров.
Осенью прошли обильные ливни, увлажнившие почву до предела. В декабре грянули лютые морозы, и земля сразу глубоко промерзла. До весны выпало неимоверно много снега — в полтора-два раза больше средней нормы. Оттепель, начавшаяся 14 апреля, сопровождалась дождями. Правда, температура повышалась плавно, и еще за несколько дней до наводнения метеорологи обещали, что разливы Днепра будут незначительными. Однако 19-21 апреля на весь бассейн верхнего Днепра внезапно надвинулась волна теплого воздуха. Дневная температура подскочила до 12-14 градусов тепла. Стремительное таяние снегов, особенно в верховьях Днепра, с одновременными сильными дождями резко подняли уровень воды в Киеве. 25 апреля стало понятно: городу угрожает бедствие. На следующий день срочно была создана чрезвычайная комиссия — в зоне затопления находились две электростанции, обеспечивавшие энергией Киев: Центральная (ЦЭС) и Киевская районная (КРЭС). Их остановка парализовала бы городскую жизнь.
Для борьбы со стихией мобилизовали милицию, саперные и понтонные части КВО, курсантов военных училищ, которым помогали учащаяся молодежь и многочисленные добровольцы.
Паводок 1931 года превратил Рыбальский на маленький островок. Окна на КРЭС пришлось забетонировать.
Вода заливала все новые и новые территории, ворвалась на улицы Подола, затопила поселок на Трухановом острове и левобережные слободки, где людей снимали с крыш и чердаков. Река разлилась почти на 15 километров. Поток разрушал на своем пути все: вода несла вырванные с корнем деревья, крыши домов, оторванные от причалов баржи и дебаркадеры. Были повреждены Русановский и Наводницкий мосты, возле Петровского железнодорожного моста прорвало дорожную насыпь. 28 апреля Рыбальский полуостров, на котором находилась КРЭС, превратился в остров.
До начала мая киевляне сдерживали напор воды. Вода залила железнодорожную станцию Киев-Петровка, прибрежные мельницы и хлебозаводы, завод «Керамик», кожзавод и многие другие предприятия Подола. Большой ущерб был нанесен коммунальщикам города: были затоплены водонасосные станции, разбиты тротуары и покрытия мостовых, более 300 жилых домов частично разрушены. Из района затопления пришлось временно переселить 6 тысяч человек. К 2 мая уровень воды в Днепре был на 8,53 м выше условного нуля. А возле ЦЭС, на углу Набережно-Крещатицкой и Андреевской улиц, вода стояла на 1,63 м выше уровня мостовой. Полуостровом Рыбальский снова стал к концу мая, когда спала вода.
Во время войны завод «Ленкузня», основные корпуса которого располагались в Киева на улицах Жилянской и Коминтерна, эвакуировали в Татарстан. В послевоенные годы городская власть решила сосредоточиться на реконструкции цехов, расположенных на Рыбальском полуострове. К середине 1960-х здесь появились новая площадка вспомогательного филиала завода, несколько жилых домов, проложено несколько улиц.
Через гавань в 1962-1963 гг. по проекту инженера Владимира Кириенко построили вантовый мост, таким образом соединив Рыбальский полуостров с Подолом. Металлические ванты удерживали железобетонную балку мостового прогона — ноу-хау того времени. Мост длиной 480 м должен был сократить транспортный путь к промзоне на полуострове. И хотя в этом месте не предполагалось динамичного движения (поэтому и ширина моста была небольшой — по одной полосе в каждую сторону), использовали его для транспортного сообщения между Оболонью и Вигуровщиной—Троещиной. Ванты не выдерживали перегрузки, и мост периодически закрывали для проезда автотранспорта. С недавних пор он в народе называется пешеходным. Мост и сейчас остается едва ли не единственным «связным» полуостровитян, работавших на когда-то мощнейшем судостроительном заводе страны, с большим городом.
Гордость Рыбальского
В сквере на Рыбальском полуострове стоит корабль-памятник «Доблестному труду судостроителей и героизму советских моряков». 6 ноября 1936 года на мониторе «Железняков» был поднят военно-морской флаг. Во время Великой Отечественной его команда героически сражалась на Дунае, Днепре, Дону, в Азовском море. В 1967 году знаменитый корабль отстроили и установили на постаменте возле завода. Речной артиллерийский бронированный корабль «Железняков» был спущен на воду именно с Ленкузни.
Большой завод
Завод «Ленинская кузня» появился 27 января 1924 года. В дни траура по вождю пролетариата на общем собрании рабочих и служащих 2-го киевского машиностроительного завода было принято решение о его переименовании. Пятью годами ранее в ведение транспортной секции Совета народного хозяйства Украины был передан национализированный Киевский машиностроительный завод. Предприятие организовало Южно-Русское акционерное общество в 1895 году на базе небольшой частной механической мастерской инженера-технолога Федора Доната, которая с 1862 года находилась на Зверинце, окраине Киева за Печерском. На заводе работали три с половиной сотни рабочих, изготовляли промышленные котлы, оборудование для мельниц, лесопилок, винокурен и сахарных заводов.
Ленкузня — бывший машиностроительный завод, созданный акционерами Южно-Росийского общества. На заводе в начале ХХ ст. производили оборудование для промышленных предприятий, вагоны и цистерны
В 1897 году завод был переведен на новое место — в большом имении на Жилянской возвели новые корпуса деревообрабатывающего, литейного, механического, парового, машинного отделений, кузницу, другие цеха. Со временем здесь наладили также производство железнодорожных товарных вагонов и цистерн. Во время Первой мировой войны здесь производили гранаты и буксирные пароходы. На заводе работали более тысячи рабочих. В 1905 году они поддержали военных саперов в восстании под предводительством Жадановского.
После гражданской войны (с октября 1927 года) на заводе, где работали не более 600 человек, производили речные суда. В начале 1930-х завод расширяют, появляются новые цеха, конструкторское бюро. Объемы производства значительно возросли, количество рабочих увеличилось до 3 тыс. С 1931 года завод входит в Речсоюзкорабельню. Во время Второй мировой войны предприятие было сохранено благодаря эвакуации в Татарстан, а после — реконструировано.
Объект: полуостров
Расположение: присоединяется к Киеву с северо-восточной стороны Подола
Современное использование: промышленная зона Киева