В 1927 году, к 10-летию Октября, состоялась закладка нового Киевского вокзала, открытого пять лет спустя. Мы давно привыкли к существующему виду главных сухопутных ворот столицы. Но когда-то их образ складывался в творческих муках и спорах.
Проект вокзала для Киева разрабатывали на конкурсной основе. Конкурс был закрытый. Для участия в нем пригласили 9 ведущих зодчих Украины – пятерых из Киева и четверых из тогдашней столицы республики Харькова.
Два именитых участника – профессора Киевского художественного института Александр Вербицкий и Павел Алешин – решили объединить усилия. Они вместе выработали концепцию проекта, а потом каждый привнес в окончательное решение индивидуальные черты. Так появились два конкурсных проекта. Между авторами состоялось устное соглашение: какой бы из двух вариантов ни выиграл, продолжать работу они будут вместе.
И вот были объявлены итоги. Оказавшийся на четвертом месте проект Дмитрия Дьяченко заметно приближался к наследию украинского барокко XVIII столетия (в таком же духе тот же зодчий возводил корпуса Сельхозакадемии в Голосееве). Проект харьковчанина Павла Ротерта, чисто конструктивистский, был похож скорее на заводской корпус – ему дали третье место. А тандем киевлян занял обе верхних ступеньки. На втором месте – Алешин при участии Вербицкого, на первом – Вербицкий при участии Алешина. Их варианты были, в общем-то, похожи, только у Алешина формы более заостренные, у Вербицкого – более закругленные.
Алешин надеялся на соблюдение джентльменского соглашения. Но тщетно. В дальнейшем, пройдя «сито» второго тура конкурса с участием москвичей и ленинградцев, Вербицкий остался единоличным автором проекта. Как говорится, Бог ему судья. Можно только сказать, что окончательный вид вокзала действительно радовал выразительностью и монументальностью. Здесь необычным образом соединились мотивы новых веяний архитектуры ХХ века и украинской старины.
Немало сил положил Вербицкий и на решение интерьеров. В исходной версии они были строги, лаконичны, целесообразны. В них остро чувствовался дух современности. Особенно эффектное впечатление производил просторный светлый вестибюль с громадными параболическими арками. Но после войны кто-то решил «обогатить» оформление вокзала, пострадавшее во время оккупации. И его переделали…
Виктор Некрасов высказался по этому поводу так: «Все, что есть безвкусного, лишенного какой-либо архитектурной логики, собрано там воедино. Арки уничтожены, заменены спаренными колоннами, параболические окна по мере возможности заделаны и «украшены» по бокам нелепыми пилястрами, потолок усеян какими-то звездочками, в залах ожидания на стенах производственно-идиллические пейзажи, вместо светящихся плафонов – тяжелые метростроевские люстры. От замысла архитектора не осталось ничего«. Между прочим, реконструкцию эту выполнил Георгий Домашенко – ученик Вербицкого… Сам Александр Матвеевич, вероятно, боялся возражать против послевоенной переделки своего творения: ему простили «прегрешения» военной поры – сотрудничество с городской управой в оккупированном Киеве – но ведь при случае могли и припомнить.
Остается добавить, что это было не последнее «переодевание» внутреннего убранства нашего вокзала. В последний раз его преобразили к 10-летию Независимости. Надо признать: стиль нынешнего оформления Центрального вокзала мало чем отличается от сталинской пышности. Поменялась разве что тематика декора.
Объект: вокзал
Год постройки: 1927-32
Архитектурный стиль: конструктивизм
Расположение: в конце улицы Коминтерна, в долине реки Лыбедь
Современное использование: главный железнодорожный вокзал Киева