Успения Богородицы Пирогощи церковь. Каменный храм, сооруженный возле подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132-36 гг. князьями Мстиславом и Ярополком — сыновьями князя Владимира Мономаха. Памятник упоминается в «Слове о полку Игоревом«:»Игорь едет по Боричеву к Святой Богородице Пирогоще«.
Точное происхождение названия храма не установлено. По одной версии в храме во времена Киевской Руси находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от «пирготис» — «башенная»). Так называли в Византии иконы, размещенные в башнях монастырей, крепостей. Вторая версия — храм соорудили на деньги купцов — «пирог» — хлеб и «гощи» — купцы. Храм не был разрушен в 13 в. и оставался действующим.
В 1482 г. храм разорен ордой Менгли-Гирея. В 1613 г. итальянский архитектор С.Браччи перестроил храм в ренессансных формах.
До 17 в. церковь оставалась православной, в отличие от многих храмов, ставших греко-католическими. С тех пор ее стали называть митрополичьим собором. В ней был городской архив, возле храма проходили собрания горожан, хоронили выдающихся деятелей (напр. архитектора И.Григоровича-Барского).
И.Григорович-Барский перестроил храм в барочном духе в 1770-х гг., добавил четыре наружные башни. Перед западным фасадом была сооружена колокольня (сгоревшая позже). Храм горел в 1651, 1718, 1808, 1811 гг.
После Подольского пожара 1811 г. храм перестроил архитектор А. Меленский в стиле классицизма. До начала 20 в. формы храма не менялись — он был крестовокупольным, трехапсидным, шестистолпным, однокупольным. Фасады чередовались пилястрами дорического ордера, завершались треугольными фронтонами с росписями в тимпанах. Центральную часть здания венчал граненый в плане барабан с полусферическим куполом и фонарем. С западной стороны (на фундаменте 18 в.) в 1835 г. была пристроена круглая по плану трехярусная колокольня с полусферическим куполом и высоким шпилем.
В конце 19 в. с юго-западной стороны соорудили часовню в псевдо-русском стиле, а вокруг храма пристроили магазины. Храм и все пристройки были разрушены в 1935 г.
В 1976-79 гг. проведены раскопки фундаментов (4 м глубиной) и остатков стен (2 м высотой). Тогда возникла идея восстановления здания для музея «Слова о полку Игоревом».
В 1997-98 гг. храм восстановлен в формах древнекиевского (византийского) зодчества как действующий православный храм.
Автор: Краевский Алексей. В основе текста статья из книги Третьяка К. О. Втрачені споруди та пам‘ятники Києва : Довідник. — К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2004.
Лаврентьевская летопись называет основателем церкви князя Мстислава, сына Владимира Мономаха: «В лето 6639 г. (1131 г.) Мстислав ходи на Литву и взем полон мног и воротится опять. В то же лето заложи церковь Мстислав святыя Богородице Пирогощюю».
Строительство храма было закончено в 1135 г., уже после смерти Мстислава (1133 г.), во время княжения его брата Ярополка.
Существуют несколько гипотез происхождения названия церкви. Название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец, а значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог и т. д. Подобный анализ, проведенный К. Гупайло, позволяет заключить, что церковь была построена, а возможно, принадлежала купцам, занимающимся торговлей хлебом.
Письмена гетманов Многогрешного и Самойловича 1670 г. и 1672 г. свидетельствуют о праве Успенской церкви собирать подати за продажу зерна на территории Киева. В письменных источниках XVI в. Пирогоща известна под названием Успенская церковь. Это название связано с праздником Успения Божьей Матери.
Церковь упоминается в «Слове о полку Игореве» в связи с возвращением в Киев из половецкого плена героя этого произведения — князя Игоря Святославовича:
«…Игорь-князь явился на Руси
Вьются песни с дальнего Дуная
Через море в Киев долетая
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей Богородице Святой…».
Церковь представляет собой небольшой трёхнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода были украшены фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.
Во время монголо-татарского ига церковь постигла участь большинства киевских храмов. Она была разорена и долгое время лежала в руинах. Восстановление церкви относят к временам княжения в Киеве Симона Олельковича. Есть документальные свидетельства об освящении церкви в 1472 году и ее ремонте в 1613—1614 г. г. итальянским архитектором С. Брачи.
В 1772 г. храм был отреставрирован известным украинским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским, живущим рядом с церковью. Есть сведения, что отец архитектора служил в Успенской церкви священником. И сын, и отец были похоронены на кладбище, расположенном недалеко от храма.
После пожара 1811 г. церковь довольно долгое время находилась в упадке. М. К. Каргер писал, что исследования церкви в начале 30-х годов ХХ в. позволили установить, что ее древние части сохранились значительно лучше, чем считали исследователи раньше. Но результаты этих работ практически неизвестны. Церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. При археологических исследованиях в древней кладке следы этих работ видны в разных местах.
В XIX веке церковь реконструировалась с элементами классицизма — архитектором А. И. Меленским. Перед фасадом церкви в XIX веке была сооружена колокольня.
Церковь Успения Богородицы Пирогощей в период средневековья служила общественным центром киевлян. При ней функционировали школа, сиротский приют и больница для неимущих, городской архив. Близ церкви происходили торжественные церемониалы Киевского братства.
В 1613—1633 г. г., когда Софийский собор находился в руках униатов, церковь Успения Богородицы Пирогощей являлась одним из центров киевской митрополии.
Церковь была разрушена в 1935 году.
Во 2-й половине 1970-х годов были проведены археологические раскопки фундамента храма. Его глубина достигала 4 м., сложен из строительного материала, взятого из более раннего сооружения.
В 1996—1998 г. г. церковь Успения Богородицы Пирогощей была отстроена заново и по открытию освящена митрополитом Украины Филаретом.
Объект: православный храм
Год постройки: XII век, 1474, 1613, 1772, 1813, 1997-98
Архитектурный стиль: византийский, украинское (мазепинское) барокко
Расположение: на Подоле
Современное использование: восстановлен в наиболее вероятном первоначальном облике, действующий храм