Киевская казенная почтовая контора учреждена в 1669 г. Поначалу она обслуживала лишь царскую администрацию и находилась в Старом городе, в русской крепости. По прошествии нескольких лет стали приниматься частные письма и посылки.
В XVIII веке почта располагалась уже на Подоле. Кроме официальной корреспонденции, частных писем, обернутых в картузную (оберточную) бумагу, кожаных мешков и бочонков с деньгами, багажных ящиков, чемоданов и коробок, в дорожные кареты ординарной почты принималось 7 пассажиров, которые имели право бесплатно провозить с собою до пуда ручной поклажи. Запрещалось курить табак, брать в дорогу скоропортящиеся продукты и провозить «собак больших и злобных».
Сословные привилегии для почтового ведомства не существовали. Одинаковая плата и общие трудности пути как бы уравнивали едущих. В своде почтовых правил конца XVIII века по этому поводу говорилось так: «Садятся ж пассажиры на скамьях по порядку так, как кто записан, а о рангах и степенях никакого спору перед почтовым двором и в дороге отнюдь не всчитать. Уповается ж при том, что благопристойственность их разводить будет, и тому, к которому некоторое почтение имеется […] из учтивости лучшее место и отдано будет».
Время отправления дорожных карет определял сам почтальон. Окончив сдачу и приемку, он садился на козлы и трижды трубил в рожок, после чего кони трогали. В пути одетый в кафтан с большим императорским гербом на груди почтальон также трубил в трубу, «особливо ночью в жиле [поселках], на местах [в городах], плотинах и лесах», «дабы они везде за императорских почтальонов признаны были» и все встречные «проезжие, какого б кто чину и звания не был», беспрекословно уступали им дорогу.
С 1820 и почти до 1840 гг. киевская почтовая контора располагалась в каменном здании на углу Александровской и Андреевской улиц, которое впоследствии называлось Старым почтовым домом. Новый почтамт открылся 15 августа 1850 г. на Крещатике, где пребывает и поныне.
Содержание почты составляло главный расход магистрата. Подрядчикам доплачивали ежегодно 3—4 тысячи рублей и выделяли даровые пастбища на городских лугах. В таком виде почтовый подряд выглядел вполне привлекательно.
В 1820 гг. по дорогам России стали ходить пассажирские дилижансы, их содержало уже не почтовое ведомство, а частные лица, получавшие дотации от правительства.
С 1849 г. почтовые экипажи с пассажирами отправлялись от бывшего дома шляхтича Головинского на Крещатике, а в 1865 г. станцию перевели на Подол, и новая насыпная площадь у набережной стала называться Почтовой.
«Станция,— писал г-н Тарановский в 1883 г.,— предназначается для содержания лошадей и экипажей, требую-щихся под перевозку казенной почты и для разъездов (на перекладных.— А. М.) служащих чиновников и частных лиц по двум трактам: Киево-Брестскому шоссе до Борщаговки, 14 верст (после чего лошади менялись.— А. М.) и Киево-Черниговскому шоссе до ст. Бровары, 19,5 верст.
Перегонные деньга оплачиваются при требовании лошадей: до ст. Борщаговки — 84 коп.; до ст. Бровары — 1р. 17 коп.; сверх того частные лица приплачивают 12 коп. за данную от станции повозку».
Дилижансное отделение, находившееся тут же, на Подоле, в усадьбе Почтовой станции, имело своих лошадей, свои экипажи, свое расписание и свои цены на места. В 1880 гг. его содержали частные предприниматели Лашкевич и Светланин.
Расположение: старая почтовая контора располагалась на Почтовой площади, потом — в новом здании на Крещатике