До 1840 годов множество срочных сообщений в Европе передавались на большие расстояния при помощи оптического телеграфа и почтовых голубей. Потом наступила эпоха электрического телеграфа.
Строитель первых электрических линий связи В. Сименс описывает в своих мемуарах встречу в 1849 г. в Бельгии со скромным хозяином голубиной почты Рейтером и разговор, приведший к созданию первого большого телеграфного бюро:
«При постройке этой линии (Кельн — Ахегг.— А. М.) я познакомился с содержателем голубиной почты между Кельном и Берлином г. Рейтером, полезное и выгодное предприятие которого совершенно расстраивалось от проведения электрических телеграфов. Когда г-жа Рейтер, сопровождавшая своего мужа в поездке, стала мне жаловаться на упадок их дела, я посоветовал им обоим отправиться в Лондон и там открыть такое же телеграфное бюро, какое как раз в это время основал в Берлине некий господин Вольф при содействии моего родного брата и добился блестящих результатов: лондонское телеграфное бюро Рейтера и его основатель, богатый барон Рейтер, известны теперь всему миру».
В первые месяцы Крымской войны фирма «Сименс и Гальске» протянула линию телеграфного сообщения сначала от Варшавы до Петербурга и от Петербурга до Москвы , а потом от Москвы до Киева и от Киева в Одессу.
Пришел черед и голубиным почтам Украины. Круг их применения сузился. При всем при этом телеграф лишь отчасти повредил голубиному спорту. В его дальнейшем развитии и повсеместном распространении были кровно заинтересованы такие всемогущие организации, как военная разведка и дипломатические службы.
«Вопрос о почтовых голубях для военных целей в Германии,— писала «Всемирная иллюстрация» 5 апреля 1893 г.,— признан настолько важным, что в настоящее время в рейхстаг внесен новый законопроект, клонящийся к установлению правил пользования почтовыми голубями в военное время как военным министерством, так и частными лицами». В случае войны правительству предоставлялось право запрещать частным лицам «не только задерживать и умерщвлять залетевших к ним чужих голубей, а также запрещать частным лицам пользоваться в военное время голубиной почтой».
Из этого видно, что до появления радио правительства европейских стран возлагали особые надежды на голубей. Генштаб русской армии также способствовал развитию отечественного голубиного спорта.
Во второй половине XIX века в Киеве им увлекались сотни горожан. Как сообщала газета «Киевлянин» в 1891 г., у 344 городских голубеводов насчитывалось 10400 штук голубей, и 852 из них были почтовые. Начало этому увлечению положил плац-адъютант, штабс-капитан Арендт, устроивший в Новой Печерской крепости в 1873 г. небольшую голубятню и начавший здесь опыты почтовой голубиной гоньбы. Дрессированные птицы преодолевали огромные расстояния (до 1000 км) с невероятной на те времена скоростью (от 72 до 80 верст в час) и возвращались с депешами точно на те места, где были устроены их постоянные или временные голубятни.
По инициативе командующих военным округом среди голубеводов устраивались состязания. Специальная комиссия принимала птиц у Братского монастыря, потом их вывозили по железной дороге в Казатин или вниз по Днепру и выпускали. Хозяин первого вернувшегося голубя получал приз в 75 руб.
В 1891 г. при штабе округа организовалось «Общество голубиного спорта», которое ознаменовало начало своей работы пышной увеселительной поездкой на разукрашенном флагами пароходе в Китаев 3 мая 1892.
Первая пара гончих была выпущена под звуки оркестра саперного батальона у железнодорожного моста. Желающие отправить телеграмму в разные пункты города платили по рублю, и голуби приносили их на точно определенное место. Одну из таких депеш с борта парохода получил покровитель общества, командующий войсками М. И. Драгомиров, другую — редакция газеты «Киевлянин», освещавшая это мероприятие. В самом Китаеве члены общества пустили на Киев 800 почтарей.
Киевские голуби считались лучшими связистами во всей России, и не было других таких пернатых, которые летали бы на более далекие расстояния. На всероссийское состязание 1894 г., проводившееся в Бресте, из Киева привезли 115 почтовых голубей, и почти все они вернулись на свои голубятни, преодолев 608 верст за 7 ч 44 мин. Первый приз достался «голубке темно-сизо-рябой масти № 174, «Цыганке», принадлежавшей г-ну Кириллову».
С появлением радиосвязи пернатые почтари потеряли свое былое значение. В настоящее время голубиная почта не практикуется. Гончие голуби причислены к декоративной породе.
Современное использование: голубиная почта сегодня не практикуется