Какой самый знаменитый дом в Киеве? Мне часто приходится слышать подобный вопрос. И я вспоминаю две постройки. Первая — вы догадались? — «Дом с химерами» Владислава Городецкого. Это не что иное, как скандал, эпатаж, архитектурный вызов, что, впрочем, свойственно именно Городецкому как человеку и мастеру. Дом, как результат пари, дом, появившийся вопреки градостроительной логике, потому запоминающийся, привлекающий внимание.
Примеров такого рода в архитектурной истории немало. Вспомним, Центр Помпиду в Париже, «неправильную» капеллу гениального Корбюзье в Роншане, вспомним произведения Гауди в Барселоне. Согласитесь, здания эти возникли не потому, что не могли возникнуть, а вопреки логике пространства и времени. Это — архитектурные артефакты.
Но есть сооружения другого рода. Их появление в определенном месте обуславливалось культурно-градостроительной логикой этого пространства, они естественны, органичны, они представляли из себя материализованный код территории, ее истории, ее геоморфологии. Таких шедевров больше, не потому, что их легче изваять, а скорее, потому, что они предсказуемы, они — в контексте социо-культурных процессов. Парфенон, Собор святого Павла, Лаврская колокольня, ДнепроГЭС.
Здание нынешнего Дома Учителя — из их числа. Мне трудно назвать более «киевское» строение, оно приросло к этому городу, оно появилось «в нужное время в нужном месте«.
Проектированию и строительству этого, пожалуй, самого известного сооружения Алешина предшествовали довольно трагические и бурные события. Воспользуюсь воспоминаниями самого Алешина, записанными в 1956 г. известным историком архитектуры В.Е.Ясиевичем со слов мастера. Зодчий получил заказ на проектирование дома народной аудитории на свободном от застройки участке земли между улицами Фундуклеевской (ныне ул. Б.Хмельницкого) и Николаевским бульваром (ныне бул. Шевченко). Был разработал первый вариант проекта, но социальные бури не обошли тихий, провинциальный Киев. В 1911 году в киевском Оперном театре был убит председатель Совета министров П.А.Столыпин. Строительство народной аудитории было запрещено. Но благодаря поддержке С.С.Могилевцева, известнейшего киевского мецената, выделившего 500 тысяч рублей, труды архитектора не пропали даром. Могилевцев решил вместо «опасной» народной аудитории построить заведение, благопристойно названное «Педагогический музей«.
Идея удовлетворила власти, и работы продолжились. В связи с тем, что закладка музея состоялась 30 июня 1910 г., в день рождения престолонаследника Алексея, ему было дано имя Цесаревича Алексея».
По требованию Могилевцева, дед которого был крепостным, открытие здания должно было состояться во время празднования 50-летия отмены крепостничества. Вел строительство известный киевский подрядчик Л.Б.Гинзбург, и в течение года все работы были завершены. Открытие музея состоялось 28 сентября 1911 г.
К этой дате замечательный киевский ювелир И.А.Маршак изготовил серебряный макет здания, ныне находящийся в экспозиции Государственного исторического музея Украины.
Попробуем разобраться, за счет чего это здание может считаться символом Киева, наряду со Святой Софией, Андреевской церковью и Университетом.
Архитектурное окружение музея возникло в связи с генеральным планом города, разработанным В.И.Беретти в 1837 г. и направившим развитие Киева в направление так называемого «Нового строения«, т.е. на юг. Реализуя положения генплана, Беретти (а впоследствии и его сын — А.В.Беретти) спланировал и начал застройку возвышенного участка, расположенного недалеко от города Ярослава. Появляются здания Университета, 1-й гимназии, пансиона Левашовой. Эти постройки возводились в стиле классицизма, господствовавшем в те годы.
Естественно, Алешин не мог не учитывать этого при проектировании. Но как нестандартно мастер применяет классицистические приемы в своем детище! Он вписывает в параллелограмм цилиндр, а завершает сооружение сегментом шара. При этом объем сдвигается несколько вглубь от красной линии, а вход оформляется криволинейными пандусами. Симметричность фасада, применение ордерных композиций, синтез искусств позволяет причислить здание к неоклассическим.
Однако классические принципы творчески обыгрываются Алешиным — например, вместо традиционного входного портика он применяет оригинальный элемент, скорее напоминающий «ганок» (крыльцо) в гражданской украинской архитектуре XVII-XVIII вв. Бросим взгляд на главный фасад. Массивный цоколь, облицованный серым гранитом. Рустовка первого этажа. Девять двухколонных портиков, обрамляющих окна. Два больших тридольных окна с полуциркульными скульптурными сандриками, расположенные на ризалитах. Вся эта искусствоведческая терминология никак не может описать ощущение человечности, «теплоты» здания.
Может, свою роль сыграл тянущийся вдоль всего главного фасада по аттику многофигурный (почти 200 фигур) скульптурный фриз (скульпторы Л.А.Дитрих и В.В.Козлов), посвященный многовековому пути человечества к просвещению и искусству? Или маска Сократа на одним из боковых входов? Или потрясающий по своей текстуре инкерманский известняк, которым облицован фасад? Собственно, в этом и состоит содержание тайны мастерства — его секреты редко поддаются разгадке.
Интересен дом и техническими решениями. Широко используется (впрочем, как в других сооружения Алешина) железобетон — в несущих конструкциях карниза, амфитеатра и балконов, в междуэтажных перекрытиях и даже в сферической стенке зала. Железобетонные сферические потолки придают галерее формы старинного помещения, как бы перекрытой каменным сводом. Все это избавило здание от лишних тяжелых конструкций и сделало помещения светлыми и просторными.
Зачастую возникает вопрос, почему архитектор, проповедуя архитектурную правду, использовал сферический купол, если только одна его половина перекрывает зал, а вторая — ложная. Думаю, что это связано, в первую очередь с требованиями внешней целостности сооружения, его градоформирующей ролью.
В бурном 1917 г. в здании разместилась Центральная Рада во главе с М.С.Грушевским. Именно здесь была провозглашена 7 (20) ноября 1917 г. Украинская Народная Республика, а в ночь с 24 на 25 января 1918 г. принят IV Универсал о независимости.
С 1921 г. тут размещался Пролетарский музей, с 1924 — Музей Революции. В 1937 г. было принято решение о создании украинского филиала музея Ленина, для этой цели было решено использовать именно это сооружение. Первоначальный проект расширения разрабатывался арх. А.В.Линецким, который предлагал пристроить к сооружению двухэтажный флигель, который, безусловно, исказил бы внешний облик дома. После жалобы Алешина в Совет Министров и решения вопроса в самых верхах, зодчий вновь берется за проектирование.
Его решение поразительно по своей чистоте и лаконичности. Не меняя своего вида со стороны ул. Владимирской, здание почти вдвое увеличивается по площадям. Если раньше сооружение имело П-образный план, то по проекту реконструкции оно становится кареобразным, с внутренним двориком (27,5 х 16,2 м). Это полностью соответствует новой музейной функции — так проще решить экспозиционные проблемы музея.
В настоящее время здесь находится Дом учителя и небольшой Педагогический музей.
Объект: административное здание, музей
Год постройки: 1913
Архитектурный стиль: неоклассицизм
Расположение: на улице Владимирской, 57, рядом соперным театром, первой мужской гимназией и Киевским университетом
Современное использование: дом учителя