Парковая дорога — одна из достопримечательностей старого Царского сада. Шла вдоль всего его восточного края над кручами и была обсажена с обеих сторон рядами тех самых гигантских тополей, которые, как утверждали киевляне, были «воспеты Пушкиным». (Другие, правда, утверждали, что он «воспевал» тополя Плац-парадной площади или аллею и Долину роз, где теперь проходит Парковая аллея). По ней можно было проехать от въезда в парк с Крещатика (на том месте, где теперь находится филармония) до Царского дворца. Любимое место прогулок киевлян пешком, верхом и в экипажах.
«Вот, ближе к городу,— писала в 1859 г. Л. Ярцова об уже несуществующей перемычке между двумя горами, где ныне «Чертов мостик»,— прямой утес, а наверху его широкая дорога, по которой ездят верхом и катаются в открытых колясках и кабриолетах милые киевлянки со свитою молодых киевлян на отличных лошадях».
На Парковую дорогу иногда сворачивали по пути с Крещатика па Липки или Печерск. Иначе говоря, это была обычная городская дорога, открытая для проезда В любое время дня и ночи. В описании Киева 1852 г. Н. Сементовского находим такое место: «Я забыл сказать, что и через сад к спуску Александровскому существует проезжая дорога и дорога чрезвычайно живописная. Я ехал [по ней] в любимое великим князем Владимиром село Берестовое».
В те времена, когда эта дорога существовала, сам парк производил иное впечатление, чем теперь. Он казался более просторным. Недаром один из старожилов писал, что «Царский сад — наш Булонский лес». «А с этой длиннейшей аллеи, что тянется над обрывом, заканчиваясь в стороне Днепра красивою беседкою,— восклицал Н. Богатинов,— какой очаровательный вид на Старый Киев с его соборами и многочисленными церквями […] с боковым видом на всю длинную линию Киевских гор и венцом их, церковью св. Андрея Первозванного, а там еще дальше — церковью Щекавицы […]
Я любил здесь проводить именно часы вечера и несказанно любовался солнечным закатом, когда вокруг глубочайшая тишина, не слышно вовсе городского шуму, а небо окрашивается золотистыми лучами заходящего светила, и кое-где бродящие тучки покрываются игривыми цветами пурпурного освещения. Незабвенные минуты!»
Сохранилось предание, что, приезжая в Киев, царь Николай Павлович любил кататься на экипаже по краю днепровских круч от Крещатика до Заведения искусственных минеральных вод (бывшего Царского дворца), где устраивались балы и банкеты. Позже проезд по Парковой дороге был затруднен оползнями и провалами. Многие участки выступа, по которому проходила линия дороги, сползли вместе с тополями на нижнюю террасу. И все же по нагорной Парковой дороге ездили еще в 1870 годах. Об этом свидетельствует А. Г. Лебединцев, который в своей хронике царских визитов в Киев пишет, что вечером 23 августа 1873 года Александр II «почтил» народное гуляние «своим присутствием и, выехав из Дворцового сада в прилегающий Городской, проехал при восторженных кликах народа кругом всего сада в сопровождении верхами следовавших за царским экипажем генерал-губернатора [Дондукова-Корсакова] и командующего войсками [Дрентельна]».
Когда обрушилась узкая перемычка между двумя горами сада (там, где теперь «Чертов мостик» Патона), сама память о старой Парковой дороге исчезла. Последний ее «пушкинский тополь» видел в 1894 г. геолог П. Гутковский. «Из старых деревьев,— писал он,— пока уцелел лишь один высокий тополь, находящийся на высоком мысу, разделяющем две соседние части террасы,— тот самый тополь, который облюбовали строители канализации для укрепления вентиляционной трубы от главного коллектора.
Тополь этот — свидетель лучших для сада времен, но и ему грозит раньше или позже та же участь,— и он свалится на террасу, поползет в объятия беспощадной и коварной красавицы, которая его погубит, как погубила раньше его сверстников и братьев».
Объект: улица
Расположение: пролегает от Европейской площади и улицы Грушевского до Набережного шоссе
Современное использование: Парковая дорога