В своей «Истории украинской культуры» выдающийся ученый-просветитель Иван Огиенко писал, что в царское время нельзя было улицу назвать именем выдающегося украинца, поэтому Паньковскую улицу назвали на честь Панька Кулиша. При всей симпатичности этой легенды, она выдумана, так как Паньковщина получила название от владельцев её в 1516 — 70 гг. Паньковичей. Потом местность до 1786 г. принадлежала Софийскому монастырю. Современное планирование и название улицы сохраняется с 1836 г. С 1939 г. носила имя террориста-народника Степана Халтурина, никакого отношения ни к Киеву, ни к этой улице не имеющего. Долголетние хлопоты, жившего там, известного ученого Сергея Билоконя, мечтающего вернуть исконное название этой улице, в 1990 г. увенчалась успехом.
Улица соответствует меткому определению «Латинский квартал«, так как она стала местом обитанием и творчества многих выдающихся деятелей во всех отраслях науки и культуры. В доме № 1/23 на углу с ул. Толстого жили профессор физики Й. Косоногов и выдающийся общественный деятель В. Науменко. В доме № 3 жил известный оперный певец М. Микиша (памятная доска Н. Дерегус). Особенно радует самобытным геометризованным орнаментом дом № 8, построенный в редко встречаемом стиле украинский модерн, по проекту арх. Шехонина в 1910 г. Это был доходный дом известного деятеля национального общественного движения Й. Юркевича. Он охотно давал свое помещение под редакции журналов «Світло» и «Сяйво«, где часто бывали их сотрудники известные литераторы Б. Гринченко, М. Вороний, М. Рыльский.
Жилой дом № 9/14 на углу с ул. Никольско-Ботанической (по мнению того же И. Огиенко) названной на честь Николая Костомарова, сооружен в 1950-е годы, но и он достаточно прославлен своими обитателями. Тут жили выдающийся литературовед, академик А. Белецкий, его сын — известный искусствовед П. Белецкий, и его внук — коллекционер И. Белецкий, а также математик О. Штокало. Место этому обязывало. Тут стоял доходный дом Михайла Грушевского, имеющий выразительные черты украинского национального стиля, и построенный по проекту выдающегося архитектора и художника В. Кричевского. Сам Василий Григорьевич занимал часть помещений, где размещалась его значительное собрание произведений мирового и украинского искусства и картин. Здесь в помещениях профессора Михаила Грушевского хранились редкие стародруки, древние рукописи и ценнейшие грамоты. В январе 1918 г. бронепоезд под командованием матроса Полупанова прорвался на железнодорожную ветку, что была ниже улицы. Возвышающийся жилой дом стал желанной целью для красного бандита, предпочитающего не вступать в бой с войсками, а стрелять по мирным жилищам на улице созвучной с его фамилией только на половину. После «точечного выстрела» зажигательным снарядом красавец дом запылал, и, удалось вынести только беременную жену Кричевского. Все духовные и исторические сокровища Украины погибли. Впоследствии имя Полупанова носили улицы (одна и сейчас на Минском массиве), а его дочь была директором исторического музея в Киеве. От всего имущества М. Грушевского остался во дворе флигель (№9) постройки начала века, где в последующие годы проживал выдающийся историк и руководитель Центральной Рады. Сейчас в нём действует недавно открытый музей Михаила Грушевского и его семьи.
Улица Паньковская
В 1836 году слободка Паньковщина, известная еще с XVI столетия, вошла в состав Киева. На ее склонах проложили несколько улиц. Одной из них стала Паньковская.
Первоначально Паньковская была длинней – спускалась вниз не до Жилянской, как нынче, а до речки Лыбидь. Достопримечательностью новой улицы стало садоводство Карла Христиани, появившееся здесь в начале 1850-х годов. Тогда этот садовник еще не был известен. Но четверть века спустя он прославился, разбив замечательный сквер перед университетом (ныне – Шевченковский парк).
Не был знаменит и Михаил Драгоманов, будущий историк и общественный деятель, поселившийся в 1863-м в двухэтажном особняке на углу Паньковской и Никольско-Ботанической. Как раз в том году 22-летний студент получил диплом Киевского университета и остался в нем преподавать.
Владелец упомянутого особняка профессор университета Александр Козлов мечтал об издании философского журнала. В 1885 году он выпустил на свои деньги «Философский трехмесячник» – первый в Российской империи журнал по философии. Материалы для него готовились здесь, на углу Никольско-Ботанической.
В 1881 году в начале улицы остановился экипаж, из которого вышел сахарозаводчик и коллекционер живописи Николай Терещенко. Он приехал на торжественное открытие здания №2, возведенного на его деньги для Мариинского детского приюта. Терещенко и прежде жертвовал на нужды города, однако строительство на Паньковской стало его первым масштабным благотворительным делом.
В те же годы улицу посетил известный писатель Всеволод Гаршин. Что привело его сюда? Он направлялся в гости к коллеге Иосифу Ясинскому, обитавшему на Паньковской.
Трехэтажный дом №9 приобрела в 1908 году семья Грушевских. Один из новоселов – историк Михаил Грушевский – спустя девять лет возглавит борьбу Украины за независимость.
Несколько молодых художников, регулярно отправляющихся с этюдниками на пленэр, также поселились в доме №9. Их имена пока не известны, но пройдет немного времени – Федор Кричевский и Анатолий Петрицкий станут классиками украинской живописи.
В состав купленной Грушевскими усадьбы входил и бывший особняк философа Козлова. В 1909-м вместо него вырос 7-этажный доходный дом. Кроме владельца, Михаила Грушевского, в новом строении поселились художник и архитектор Василий Кричевский, писатель и издатель Юрий Тищенко, поэт Александр Олесь.
Спустя несколько лет в дом №1/23 въехал основатель и директор известной в Киеве частной мужской гимназии Владимир Науменко. Его воспитанниками были будущий академик-литературовед Михаил Алексеев, будущий поэт-академик Максим Рыльский и другие.
Кстати, гимназист Максим Рыльский тоже жил на Паньковской – в доме №8. Свои стихи юный поэт печатал в литературно-художественном ежемесячнике «Сяйво», редакция которого находилась… в этом же здании. Сюда частенько заглядывал и другой поэт – Павло Тычина. Бывало, почтальон приносил издателю пухлые заграничные конверты – из Австро-Венгрии слал новые произведения Иван Франко. Когда редакция съехала, на Паньковской, 8 «прописался» педагогический журнал «Світло».
Из соседнего дома №10 спешил в университет молодой историк Евгений Тарле. Исследователь французской революции, он вскоре превратился в очевидца – в 1917-м в Петрограде, где к тому времени преподавал Тарле, началось нечто подобное. Впоследствии бывший «паньковчанин» стал академиком и ученым с мировым именем.
Новые времена пришли на Паньковскую в виде мощного артобстрела – большевики, в январе 1918-го атаковавшие Киев, прицельно били по 7-этажному угловому дому Грушевского. Видимо, надеялись попасть в своего заклятого врага – председателя Центральной Рады. В результате от архитектурного шедевра остались руины.
А летом 1919-го в дом №1/23 нагрянула киевская ЧК. Она забрала, а вскоре расстреляла Владимира Науменко – пост министра просвещения в правительстве гетмана Скоропадского дорого обошелся известному педагогу.
Послереволюционные времена запомнились здешним жителям двумя эпизодами: возвращением в 1924-м из эмиграции Михаила Грушевского, поселившегося в трехэтажном доме №9 (он жил тут до 1931 года), и переименованием летом 1939-го Паньковской в улицу Степана Халтурина.
Прославленного певца Ивана Козловского знала в лицо вся страна. Можно представить изумление прохожих, вдруг увидевших на улице Халтурина «живого Козловского»! А он, между тем, направлялся в гости к своему другу Михаилу Микише, известному тенору, проживавшему с 1949 года в доме №3.
В 1956-м на углу Халтурина и Никольско-Ботанической, на месте уничтоженного большевиками дома Грушевского, выросло новое жилое строение – «дом академиков». А в глубине двора жил своей жизнью дом №9, сплошь превращенный в «коммуналки». Здесь еще можно было застать последние осколки семьи знаменитого историка: Ольгу Грушевскую, вдову его брата, и Валентину Шамрай, вдову племянника.
Перемены на улице начались во времена «перестройки» – в 1990 году она вновь стала Паньковской. А в 1992-м приняли решение о создании в доме №9 историко-мемориального музея Михаила Грушевского.
В последние годы на Паньковской можно увидеть телезвезд – в строении №11 разместился офис одного из телеканалов. Впрочем, эта страница истории улицы еще только пишется.
Объект: улица
Год постройки: 1834
Расположение: в местности Паньковщина, выходит из улицы Льва Толстого, пересекает улицы Никольско-Ботаническую, Саксаганского и упирается в Жилянскую
Современное использование: улица Паньковская