Первый городской театр в Киеве был построен архитектором А.И.Меленским на Крещатике в 1804 году. Он просуществовал до 1851 года.
Второй городской театр был открыт в 1856 году на Кадетской улице (ныне – улица Богдана Хмельницкого), на перекрёстке с улицей Большой Владимирской. Здание спроектировал академик архитекторы И.В.Штром. В театре выступали выдающиеся в то время певцы – Фёдор Шаляпин Собинов, Нежданова, Баттистини, Руффо, драматические актёры – Айра Олридж, Сара Бернар и многие другие. Дирижировал оркестром С.В.Рахманинов, ставил свои оперы Николай Лысенко, часто бывал Пётр Ильич Чайковский.
В 1896 году, во время пожара, театр сгорел, а в 1901 году на его месте был построен новый театр оперы и балета. Сооружение в стиле французского Ренессанса спроектировал академик архитектуры В.А.Шрётер.
В марте 1919 года на базе национализированной Российской оперы была создана Опера Украинской Советской Социалистической Республики, переименованная в 1926 году в Киевскую Академическую Оперу. Спустя восемь лет это театральное учреждение носило имя столичного театра оперы и балета, которому в 1939 году присвоили имя Тараса Григорьевича Шевченко.
В 1991 году театр вновь был переименован в Театр Оперы и балета Украины.
После последней реконструкции театр был перекрашен в оригинальную первоначальную гамму – беж с тёмно-зелёным, и были достроены запасники театра, соединив театр со зданием напротив, закрыв тем самым проход на улицу Лысенко.
———————————-
Оперный театр — самое некрасивое в городе здание
Испокон веков киевляне были неисправимыми максималистами: если строили колокольню, то «самую высокую в Европе» (Иоганн Шедель), если возводили Цепной мост, то «единственный в мире» (Чарльз Виньоль)…
Живший на Печерске граф Ильинский переименовал свое поместье Романово на Новый Рим и начал строить там костел, который по размерам и формам не уступал бы собору Святого Петра в Ватикане. А выдающийся хормейстер Агренев-Славянский в начале Крещатика (дом №1) приступил к постройке здания с концертным залом на 5,5 тысячи мест по типу миланской оперы Ла Скала. К сожалению, эти затеи не увенчались успехом, зато напротив того места, где предполагалось возвести «миланскую» гранд-оперу, в 1807 году построили первый киевский театр. Был он еще несовершенным, деревянным, но киевляне уже восхищались им. «На большой занавеси, — писал историк Закревский, — был изображен стоящий на классической колеснице какой-то греческий герой, сопровождаемый многочисленным воинством, а в воздухе представлен парящий крылатый амур со свитком в руке…» («Описание Киева»). На свернутом в трубку листе бумаги было написано по латыни древнее изречение «Смех очищает нравы«. Это мажорное начало и послужило толчком к бурному развитию в Киеве театральной деятельности.
Когда в 1898 году на месте озера в бывшей усадьбе Меринга был сооружен городской драматический театр, то сразу же возник вопрос о его внутреннем и внешнем оформлении. На фронтоне здания установили скульптурную группу, изображающую крик лебедя. Но так как «лебединая песня» — символика более чем мрачная даже для театра драмы, то интерьеру зрительного зала решили придать радужное оптимистическое звучание. Первых посетителей сразу покорила сочная роспись потолка, плафонов и стен. Бог солнца и покровитель искусств Аполлон был изображен в окружении девяти муз. Рядом с Аполлоном гений торжественно венчал поэта лавровым венком. По периметру зала размещались вакхические сцены, в целом же интерьер здания располагал сочетанием дворцового великолепия и домашнего уюта. Театр еще долгие годы носил имя известного актера, режиссера и антрепренера Николая Соловцова. Сейчас в этом помещении Национальный академический театр им. И. Франко.
Следует сказать, что Соловцов начинал свою киевскую карьеру в театре Огюста Бергонье на Фундуклеевской (ныне ул. Б. Хмельницкого, 5). Состоятельный француз в 1874 году построил здесь деревянный цирк, а через год — каменное здание театра. Кстати, именно в нем впервые в Киеве с огромным успехом прошли первые киносеансы. Сейчас в перестроенном и реконструированном здании — Национальный академический театр им. Леси Украинки.
А вот построению в 1901 году киевской оперы (ул. Владимирская, 50) предшествовал Всемирный конкурс на лучший проект. Победил в нем петербургский профессор архитектуры Шретер. Словно семь нот музыкальной гаммы, расчленяют полуовальный фасад семь изящных арок, придающих сооружению дополнительную высоту. Между арками мы видим лепные изображения театральных масок, олицетворяющих деятельность двух муз — Мельпомены (трагедии) и Талии (комедии). Над центральным входом — барельеф и вензель, изображенный на картуше, который поддерживают две крылатые женщины. Специалисты отождествляют их с гениями, духами-покровителями, сопутствующими человеку в его благородных помыслах. Сегодня в помещении театра размещается Национальная опера Украины им. Т. Шевченко.
Говоря о неоспоримых достоинствах здания, мы не можем обойти и критические замечания, высказанные нашими предшественниками по поводу оформления «детища Шретера«. 15 сентября 1901 года, в день торжественного открытия театра, газета «Киевлянин» писала: «Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха. Впечатление еще более портит неприглядная отделка здания… Декоративное украшение зрительного зала отличается простотой и бедностью…» Это мнение очень придирчивого критика — большинство киевлян были и остаются совершенно противоположной точки зрения.
Объект: здание театра
Год постройки: 1896-1901
Архитектурный стиль: нео-ренессанс
Расположение: на перетині вулиць Володимирської та Богдана Хмельницького, поруч з пам‘ятником Лисенку, неподалік від Золотих воріт
Современное использование: Киевский государственный театр оперы и балета имени Тараса Шевченко