К этому объекту Алешин возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности. Еще в 1909 г. были сделаны первые эскизы, в 1911 и 1914 гг. архитектор составил два новых варианта будущего сооружения. Строительтво началось в июле 1914 г. В моем архиве хранится любопытный документ. На обратной стороне приглашения на заседание строительной комиссии по постройке гимназии Алешин эскизировал варианты решения фасада здания. Однако, в связи с началом 1-й мировой, а впоследствии, гражданской войны, гимназия была было завершена только вчерне. В 1924 г. Алешину заказали перепрофилировать почти законченное здание под Рабоче-Крестьянский Дворец Труда. Для этой цели П.А. запроектировал надстроить мансардный этаж. И только в 1927 г. строение было передано Всеукраинской Академии наук. И снова зодчий берется за работу. В течении 1928 г. были завершены все отделочные работы, а с 1929 г. тут размещались различные академические учреждения. Будучи главным архитектором Академии наук Украины, мастеру проходилось раз за разом возвращаться к своему детищу. Последний штрих П.А. поставил в 1948 г., когда составил генеральный план всего квартала, ограниченного ул. Владимирской, Хмельницкого, Терещенковской и бул. Шевченко.
Но необходимо отметить, что архитектор всегда рассматривал каждое сооружение в этом районе города, а также расположенные в непосредственной близости от него, как единое целое. Стремление к ансамблевости — вот ключ к пониманию и особой привлекательности зданий этой части Киева, и составляющих мастерства зодчего.
Кроме единого приема для всей территории — использования ордерной композиции — П.А. исключительно умело играет с ландшафтом. Доминирующий объем — башенка на входом в здание со стороны ул. Хмельницкого — сознательно смещена от центральной оси здания, как бы уравновешивая перепад рельефа.
Ритм пилястр ионического ордера, опоясывающих здание по всему переметру, оживляется решением входов в здание со стороны улиц Владимирской и Хмельницкого. Эти ключевые элементы фасада хоть и решены по-разному, но с использованием аналогичных композиционных приемов.
В целом, весьма солидное по размерам здание выглядит на удивление цельно. Чередование монотонных плоскостей и акцентных элементов (входов), игра на самой конфигурации здания, при которой создаются озелененные курдонеры, сдержанный, лишь акцентированный башенкой, силуэт строения создает тонкую игру объемов, удивительно органично вписывающийся в городской ландшафт.
Не менее элегантно решены и интерьеры. Взгляните хотя на точеные формы ограждения на центральной лестнице.
И еще одна сентенция. Приспособление старого строения к сегодняшним нуждам, изменение его функционального содерджания зачастую приводит к определенным, а иногда и значительным искажениям его первоначального облика. Но в случае с Ольгинской гимназией мы видим как бы развитие творческой мысли зодчего. Менялись задачи, ставились новые условия, но архитектор оставался верен себе, отстаивая свою концепцию, свое понимание прекрасного.
Да, несомненно, город — живой, растущий организм. Статика не его черта. Работа архитектора и состоит в том, чтобы, почувствовав алгоритм исторической среды, тонкими мазками вносить изменения, не нарушая ее целостности. Но это уже удел мастеров.
Объект: административное здание, музей
Год постройки: 1914-28
Архитектурный стиль: эклектика
Расположение: улица Богдана Хмельницкого, 15
Современное использование: здание Академии наук, музей зоологии, палеонтологии, геологии и т.под.