Первые упоминания о поляках-католиках, которые проживали в Киеве, относятся ко времени Киевской Руси. Свои духовные запросы они удовлетворяли в костелах. Один из таких, деревянный, существовал с 1799 года на Печерске. Его вдребезги уничтожил пожар 1817 года.
Сооружение нового храма поляки связали с памятным для них событием 1816 года, когда Киев посетил по-приятельски настроенный к их народу император Александр I — победитель Наполеона. В его честь киевляне устроили на небольшой площадке прежнего крепостного бастиона на тогдашней Михайловской горе (в настоящее время Владимирская) грандиозную иллюминацию в виде триумфальной арки.
Венценосец удовлетворил ходатайство киевских католиков об обустройстве нового костела при условии, что будет называться он в честь его небесного покровителя — святого Александра. Первый проект храма составил Пилор, которого отдельные исследователи считают доминиканским зодчим. Однако он оказался слишком дорогим, что заставило обратиться к услугам петербуржского архитектора Висконти. И опять оказия, поскольку выполненные им чертежи где-то потерялись. Поэтому приобщиться к делу пришлось профессору Киевского университета св. Владимира Францу Меховичу. По другим источникам автором первого проекта костела был архитектор Людвиг Станзани, соавтор плана застройки Киева.
Торжественная церемония закладки храма на месте, где в свое время сверкала огнями иллюминация, состоялась 1817 года, а его освящение — аж в 1842 году. Средства на его сооружение предоставляли польские помещики Киевской губернии из расчета по 25 копеек из каждого крепостного. Величественное здание костела, спроектированное Ф. Меховичем в классическом стиле, в плане являла собой квадрат из с куполом посредине, двумя боковыми башнями и 4-колонным портиком, который украшал главный фасад.
Много всяческих событий — грустных и даже трагических, радостных и смешных происходило в Александровском костеле на улице Костельной. Во время польского освободительного восстания в 1863-1864 годах против царского самодержавия парафияне пели в нем «Во‘е соs polskea az dumen pozaraw» и другие патриотические песни в поддержку своих соотечественников. Восстание, как известно, провалилось, следствием чего стало закрытие в 1866 году римо-католической часовни, действовавшей при Киевском университете с 1836 года. Её орган стал собственностью костела. Однако последний не оставил его у себя, а подарил киевскому отделению Русского музыкального общества, которое было только что основано. А сам костел обогатился в 1879 году пещерой Гроба Господнего, тщательным образом выполненной художником Аккерманом из толстого картона. Однако выглядела она так, вроде состояла из камня. Особенно много посетителей принимала пещера в Страстные пятницу и субботу и в первые дни Святой Пасхи.
Годом раньше, 8 мая в собственном доме на Липках умер едва ли не последний представитель знатного рода Понятовских — Маврикий Ламберт. Понятовские владели большими имениями в Каневском уезде Киевской губернии. В собственности дворянина М.Л. Понятовского находился еще и трехэтажный дом на улице Крещатик 16, где он устраивал пиры для киевской знати. Его вдова заказала скульптору Бродскому, проживавшему в Риме, прекрасную мраморную, за 30 тысяч франков, статую покойника в сидячей позе. В 1882 году она пыталась установить ее в костеле около престола с целью зачисления М.Л. Понятовского к сонму святых. Намерение вдовы духовенство храма отклонило, не желая превращать его в музей. А, возможно, еще и потому, что покойник в своем завещании не предусмотрел для костела ни единой копейки.
В Александровском костеле в 1879 году был окрещен будущий художник Казимир Малевич.
Кроме чисто религиозных обрядов, в костеле исполнялись также и концерты духовной музыки и мессы. В нем звучала оратория Гайдна «7 пение Христа» (1887 год), происходили траурные мессы по убитой австрийской императрице Елизавете (1898 год), по убитому в Сараево австрийскому престолонаследнику, эрцгерцогу Францу-фердинанду и его жене (1914 год), по Генрику Сенкевичу (1916 год), по князю Р.В. Сангушку (1917 год) и торжественная месса в день отмечания 50-летия царствования императора Франца-Иосифа (1898 год).
Не оставляло духовенство костела вне своего внимания и неудобства, которые испытывали парафияне вне пределов храма. Да, в 1888 году оно хотело расширить площадь перед костелом, однако Городская Дума с таким решением не согласилась, поскольку это расширение должно было происходить за счет соседних усадеб.
В 1895 году духовенство настаивало на замене низкорослым кустарником высокого забора, который тянулся от костела к дому Яценко и закрывал собой один из лучших видов Киева. Годом ранее оно остро осудило действию киевской полиции, которое отправило в полицейские участки многих недееспособных граждан, попрошайничавших около костела.
Борьбу с нищенством, по его убеждению, нужно вести другими способами. Об активном участии причта костела в общественной жизни города свидетельствует тот факт, что в 1910 году он приобщился к большим по объему работам по реконструкции соседней Трехсвятительской улицы. А в 1915 году его настоятель ксендз Скальский обратился к городской власти с ходатайством об открытии на Лукьяновском кладбище второго римо-католического кладбища, поскольку одного кладбища, существовавшего тогда на Байковой горе, стало не хватать и умерших католиков часто прятали на православных кладбищах.
А вот несколько грустных эпизодов из жизни служителей Александровского костела. В 1891 году ксендз Шиманский, сильно пострадавший от недобросовестных заемщиков денег и имевший на этой почве проблемы со здоровьем, отказался от предложения стать монахом одного из католических монастырей и бесследно исчез так, что даже родня не смогла натолкнуться на его следы. В 1911 году во время службы по случаю праздника «Всех святых» 39-годовой ксендз Станислав Павловский потерял сознание и вскоре умер в костельном доме. Его богоугодная деятельность в Киеве длилась несколько лет. В том же 1911 году Министерство внутренних дел страны отказалось утвердить ксендза Жуковской на должности настоятеля храма, что и стало причиной его освобождения. Тогда же происходил ремонт костела (возможно, после пожара в 1906 году).
В конце XIX века в Киеве проживали около 25 тысяч человек римо-католического вероисповедания. Когда в городе действовали костелы домовых в университете, Первой мужской гимназии, Институте благородных девиц и Кадетском корпусе, то площади Александровского костела, на которой могло разместиться от 1200 до 1500 лиц, хватало. После их закрытия ситуация изменилась на хуже. По праздникам к храму приходило католиков не меньше, чем православных к Софийскому собору. Поэтому больше 1000 парафиян поставило 1897 года свои подписи под ходатайством к киевскому губернатору Л.П. Томары о сооружении в Либедской или Бульварной части города нового костела.
Усадьба на Кузнечной (в настоящее время Горького/Антоновича) улицы, которую завещал костелу Св. Александра полковник Полянский, оказалась для этого маловатой. Ее продали, а вырученные деньги использовали для строительства Николаевского костела на Большой Васильковской улице.
30 августа (по старому стилю) 1917 года католики Киева торжественно отметили 100 лет от дня основания Александровского костела. В тот день состоялась епископская трапеза с миропомазанием. Городские органы Временного правительства позволили присутствовать на празднике всем солдатам-католикам, свободным от нарядов и другой службы.
Советская власть прекратила существование парафии в 1937 году в связи с польским вопросом. Помещение храма было перепланировано, и с 1952 года в нем разместились планетарий, филиал исторической библиотеки, республиканский Дом научного атеизма и другие организации. На месте последних в 1988 году предусматривалось поселить городской шахматный клуб.
Однако в 1990 году здание предоставили католическому обществу, которое вернуло ему начальный вид и сегодня использует ее по назначению.
Объект: католический собор, костёл
Год постройки: 1817-38
Архитектурный стиль: классицизм
Расположение: на улице Костельной, 17, на пересечении с улицей Трехсвятительской, недалеко от памятника Владимиру Великому, Михайловского Златоверхого монастыря, Европейской площади, площади Независимости и улицы Крещатик
Современное использование: Александровский костёл вернули в распоряжение католической общины в 1990 году