Во второй половине девятнадцатого века Киев переживал увлечение историческими стилями: тихие киевские улочки украсили величественные «замки» с башнями и химерами, а любимыми книгами киевлян в то время стали «рыцарские» романы Вальтера Скотта.
На один из «рыцарских» особняков вы можете обратить внимание, проходя или проезжая по бульвару Шевченко (бывшему Бибиковскому бульвару). Дом под номером 34 на углу Бибиковского бульвара и Тимофеевской улицы был построен в усадьбе жены коллежского асессора, помещицы Фелиции Адамовны Модзелевской в 1874 году. В городском архиве сохранились проект особняка и разрешительные документы на его постройку. Хотя на проекте есть подпись автора — Краусс, отождествлять его с известным техником Андреем-Фердинандом Кондратьевичем Крауссом все же не следует: во-первых, научные источники считают датой его рождения 1859 год (то есть во время строительства особняка Модзелевской ему было только 15 лет); во-вторых, все известные его постройки возводились, начиная с 1883 года; в-третьих, особняк Модзелевской совершенно не похож на остальные творения Краусса, выдержанные в стиле «киевского ренессанса». Известно только, что автор проекта, по-видимому, не имел права осуществлять авторский надзор за процессом строительства, поэтому эту задачу взял на себя архитектор-художник, выпускник Императорской академии художеств В. Якунин. В данной им подписке указывалось: «На основании ст. 337 Устава т. ХІІ свода законов (изд. 1857 г.) даю сию подписку в том, что, имея право производить постройки согласно ст. 195 того же Устава, принял на себя надзор и руководство при постройке каменного дома жены титулярного советника Модзелевской, состоящей в Старокиевской части по Бульварной и Тимофеевской улицам». О творчестве архитектора Якунина мы знаем немного — известны только несколько его построек в стиле неоренессанс.
Владелица усадьбы подала прошение в Киевскую городскую управу в мае 1874 года, и уже через две недели проект был утвержден городским архитектором Владимиром Николаевым, а затем — Киевской городской управой.
Проект особняка отличается своей неординарностью и свидетельствует о несомненном таланте проектировщика, справившегося с непростой задачей проектирования на угловом участке (как известно, по существовавшим в то время правилам застройки улиц, угол здания должен был акцентироваться башенкой, эркером или каким-либо другим декоративным элементом, а к угловым зданиям в целом предъявлялись повышенные требования). Здание особняка Модзелевской — двухэтажное в основной части, лишь угловая башня с одной комнатой повышена до трех этажей. Парадный вход в дом расположен со стороны бульвара Шевченко, причем один фасад особняка (главный) сориентирован на бульвар Т. Шевченко, а другой (боковой) — на улицу Тимофеевскую. Угол акцентирован прямоугольным в плане эркером на втором этаже.
Пластика фасадов подчеркивается разновысотностью их частей. Пилястры как бы рассекают фасады на самостоятельные объемы. Окна первого этажа имеют прямоугольные очертания, второго — стрельчатые, третьего — полуциркульные. Фасады завершаются рядом зубцов и башенками. Если сравнить построенное здание с первоначальным проектом, можно заметить, что ряд изменений был внесен уже в процессе строительства: изменились очертания, количество и декор окон на втором этаже, были упрощены декоративные подоконные и надоконные вставки.
В отличие от необычного фасада, первоначальная планировка дома была самой заурядной: план был неправильной формы, в доме было три лестницы, комнаты хотя и отличались неплохими пропорциями, по обычаю того времени были проходными. В 1879 году усадьба перешла к отставному корнету гвардии Ивану Николаевичу Терещенко, старшему сыну Николая Артемьевича Терещенко — известного киевского мецената, — на средства которого были построены мужские и женские гимназии, лазарет при Александровской (Октябрьской) больнице, бесплатная лечебница на Подоле, амбулаторная лечебница на улице Большой Васильковской, ночлежный дом на Подоле, приют для глухонемых и родильный дом для бедных. Брат Николая Артемьевича Федор Артемьевич считался «соперником» коллекционера произведений искусства Третьякова по числу уникальных живописных полотен, которые были собраны в его картинной галлерее (сейчас в здании галереи расположен Музей русского искусства).
Сын Николая Артемьевича Иван Николаевич хотя и не мог соперничать со своим дядей по числу уникальных картин, тоже был коллекционером произведений искусства и весьма состоятельным человеком. Достаточно сказать, что в его коллекции, размещенной в особняке на Бибиковском бульваре, хранились рисунки П. Федотова, работы В. Верещагина, М. Врубеля, живописные работы и офорты Л. Жемчужникова и других художников. После смерти Ивана Николаевича владельцами коллекции стали его вдова и сын Михаил, который продолжал ее пополнять. Судьба коллекции оказалась трагической: в декабре 1917 года бывший особняк Терещенко и прочие постройки в усадьбе были национализированы для нужд Генерального секретариата путей сообщения, а в 1918 году уникальная коллекция была почти полностью уничтожена. Сейчас в здании находится Управление виз и регистраций, а в дворовых постройках — юридическая консультация и районный центр занятости. Если об особняке на бульваре Шевченко, 34 упоминают в литературе и научных источниках, то об истории необычного доходного дома на бульваре Шевченко, 31, тоже выдержанного в стиле неоготики, долгие годы ничего не было известно: ни точная дата постройки, ни имя владельца, ни имя архитектора — автора проекта.
В Киевском городском архиве сохранился проект этого необычного дома, датированный 1903 годом. Его автором был известный в те годы техник Мартин Вильгельмович Клуг. Кроме главного доходного дома, который выходил на Бибиковский бульвар (бульвар Т. Шевченко), его владелец — подпоручик Владимир Васильевич Пилипенко — собирался выстроить в усадьбе новый кирпично-деревянный и новый деревянный флигели, а также ряд вспомогательных построек. Квартиры в доме и флигелях должны были быть особенно комфортными, «барскими». Должно было быть только по пять комнат, и предназначались они для сдачи внаем.
Такое масштабное строительство потребовало больших капиталовложений. В 1903 году Пилипенко одолжил сорок пять тысяч рублей у киевского купца Семена Горенко, а в октябре 1904 года получил ссуду в размере пятидесяти тысяч рублей в Киевском городском кредитном обществе.
Новый дом в усадьбе Пилипенко действительно получился по тем временам роскошным. В 1904 году недвижимое имущество было застраховано от огня в Первом российском обществе на 64200 рублей, оценено Киевским городским кредитным обществом в 73287 рублей, а общий годовой доход от аренды всех жилых помещений в усадьбе составлял 11140 рублей. В доме, построенном в модном стиле неоготики, находилось восемь пятикомнатных квартир со всеми удобствами, во флигелях — еще пять таких же комфортных квартир. Дом поражал воображение киевлян не только необычным симметричным фасадом с неоготическим порталом входа, стрельчатыми окнами, вимпергами, высокой крышей и пышной лепниной, но и инженерным оборудованием квартир, а также роскошной отделкой интерьеров.
В 1905 году усадьба со всеми постройками перешла к другому владельцу — крестьянину Василию Шубукину, а в 1910 году ее купили мещане Василий и Мария Зайцевы — уже за семьдесят тысяч рублей.
Усадьба принадлежала Зайцевым до революции. В советские годы назначение дома не изменилось: он оставался жилым, но дворовые постройки — флигели и сараи — со временем были разобраны, а в самом доме № 31 в 1970 году был проведен капитальный ремонт. В результате на доме был надстроен пятый этаж — и изысканное венчание было утрачено, помещения перепланированы, лестница «черного» хода разобрана. Сейчас на первом этаже этого здания находится кафе, а наверху — квартиры.
Объект: усадьба
Год постройки: 1874
Архитектурный стиль: неоготика
Современное использование: городское отделения ОВИРа (отдела виз и регистраций)