Контору Государственного коммерческого банка в Киеве основали более полутора столетий назад – в 1839 году. Со временем для нее был выкуплен большой двухэтажный дом в стиле ампир на Институтской улице, который принадлежал киевскому дворянству. В 1860 году, на базе ликвидированных Ссудного и Коммерческого банков, здесь же создана контора Государственного банка России.
Из фотоснимков можно понять, что это была красивая двухэтажная постройка с эффектным восьмиколонным портиком и двумя выступами по бокам фасада. С каждым годом финансовые операции банка наращивали объемы и становилось все очевиднее, что старое здание уже не может удовлетворять потребности конторы Госбанка. Было принято решение построить новое современное здание. Судьбе старого дома мы можем только посочувствовать. Как пишет украинский историк Федор Эрнст в путеводителе «Киев. Проводник», изданном в 1930 году, дом был «сильно поврежден – отрезано правое крыло и уничтожен портик». В этом можете убедиться сами, сравнив две фотографии, между которыми – 90 лет.
Правда, вначале старый дом планировали все-таки приспособить к требованиям того времени, однако из этого ничего не вышло. Одним из аргументов против реконструкции был такой «неудобность расположения дома удаленного от центра торгово-промышленной деятельности Киева – Крещатика – и плохое сообщение с ним через крутой подъем по Институтской улице». Целых десять лет ушло на поиски все новых и новых мест для строительства (которые в Петербурге отклоняли раз за разом) и на попытки убедить Государственный банк в Петербурге и министра финансов Витте в том, что расширение старого дома невозможно и необходимо строить новый. Только осенью 1902 гожа началось строительство нового здания. И не на привлекательном Крещатике, а на той же Институтской улице, рядом со старыми помещениями банка.
Строительство нового здания по проекту Кобелева и Вербицкого
В конкурсе по созданию проекта приняли участие такие архитекторы как Кобелев, Голландский и Городецкий (тот самый, что в 1901 году построил Дом с химерами). Лучшим был признан проект Кобелева, который и взялся за дело. Позднее к нему присоединился Вербицкий, по эскизам которого был разработан фасад здания. Для руководства работами была создана специальная строительная комиссия. Она разработала принципы, которые были положены в основу работ: «1) сразу наметить размеры помещений, которые могут удовлетворять заданные потребности в течение срока не менее 50 лет, 2) кроме того, при строительстве здания обратить внимание на устойчивость конструкции и долговечность ее конструктивных частей, которые бы отвечали назначению здания и не требовали частого ремонта, 3) целиком обеспечить в пожарном отношении, практически полностью исключив деревянные части». Забегая вперед, скажем, что эти предписания были скрупулезно выполнены. Кроме всего прочего, в банке даже предусмотрели «запасное подземелье для будущих потребностей 103 кв. сажени».
Чтобы добиться как можно лучшего исполнения работ, члены комиссии решили не отдавать выполнение работ по проекту в «одни руки» (как мы видим, такой шаг целиком себя оправдал). Заявки на участие в работах подали приблизительно сто фирм. На каждый вид работ устраивался конкурс, и не просто между всеми желающими, а между солидными, известными фирмами, которые уже зарекомендовали себя на других объектах. В результате жесткого отбора право на выполнение тех или иных работ получили около 20-ти подрядчиков, в том числе Южно-российский машиностроительный завод, фирмы и строительные конторы Гинзбурга, Шмидта, Брониковского и Зоммера, Шварценберга и Сафонова, лейпцигские, магдебургские и другие. Облицовывать дом искусственным камнем и выполнять художественные работы внутри помещений было поручено итальянскому скульптору Элио Саля.
1 августа 1905 года (по старому календарному стилю) контора перенесла свои операции в новое здание, а 22 февраля следующего года – помещения были освящены. Киев получил прекрасное, возведенное по последнему слову техники, двухэтажное здание с цокольным и подвальным этажами. Оно было оснащено центральным паровым отоплением, электрическим освещением, двойной системой вентиляции — нагнетающей и вытяжной. Семь электрических вентиляторов общей мощностью около 18 конских сил могли на протяжении часа два раза перекачать в помещениях весь воздух. Зимой оно обогревалось батареями, летом – охлаждалось (кроме того, можно было охладить дополнительно, если заполнить увлажняющий резервуар льдом).
Как говорится в цитированном ранее уже короткой зарисовки про сооружение конторы, изданной, вероятнее всего, в 1906 году в Киеве, «вопрос отопления и вентиляции настолько важен в таких зданиях, что у членов комиссии ни одного раза не возникало сомнений об использовании всего самого лучшего, что только есть в этом деле, не обращая внимания на немалые затраты. Стоимость всех построек, связанных с отоплением и вентиляцией, вместе со строительными работами доходит до 100 000 рублей». Девятая часть от стоимости сооружения всего здания банка с четырехэтажным флигелем для работников и закупку мебели!
Маленькая деталь. Воздух для вентиляции забирался из розария, специально посаженного во дворе банка. Каждое утро включались специальные воздухозаборники и на все этажи рабочих помещений подавался пьянящий аромат роз. Во время реконструкции и капитального ремонта здания НБУ была предпринята попытка восстановить работу этой системы. Выяснилось, что вентиляционные ходы в полном порядке. На месте же бывшего розария, возле воздухозаборных шахт… — гараж. Сами понимаете, не тот теперь аромат…
Согласно проектному заданию между соседним участком с одной стороны и старым банком с другой были запланированы разрывы шириной около 5 метров, что предоставило возможность интересно привязать здание в окружающую застройку. Отдельно поставленный дом с двух сторон был композиционно объединен с соседними зданиями каменными воротами. Это выгодно отличает его среди других банков, скажем, на Крещатике, которые возводились в один фронт с общей застройкой улицы. Кроме того, здание формирует фронт застройки улицы Институтской и замыкает перспективу улицы Банковой. Это определяет градостроительное значение постройки, которая выходит в исторически сложившийся ансамбль Липок.
По проекту Кобелева во дворе дома конторы Госбанка был сооружен кирпичный флигель для работников. Его фасады выдержаны в том же стиле, что и корпуса банка. На четырех этажах флигеля размещались одно- и двухкомнатные квартиры для 32 работников, а в подвальном этаже были обустроены погреба, кладовые и склад топлива для банка. Комнаты флигеля отапливались печами.
Расширение дома по проекту Рыкова
Хотя размеры помещений банка определялись на основании такого расчета, чтобы «удовлетворять заданные потребности в течение срока не менее 50 лет», но уже в 1933 году (в связи с будущим переносом столицы Украины из Харькова в Киев) дом конторы Госбанка перестал удовлетворять возраставшие все время потребности города. Поэтому было принято решение надстроить еще два этажа.
Обычно такая надстройка разрушает целостность и пропорции здания. Подобные сооружения-калеки (а их, к сожалению, немало) «благодарные» потомки, как правило, вынуждены прятать в зелени деревьев и кустов. Возможно, потому Кобелев сначала отказался принимать участие в этом рискованном деле. Боялся испортить свое наиболее удачное творение? Не знаем мы точно и что заставило его поменять свое первоначальное решение – хищный оскал машины репрессий или желание не допустить искажения своей архитектурной жемчужины. Но факт остается фактом – в соавторстве с архитектором Рыковым Кобелев берется за разработку проекта надстройки еще двух этажей.
Начатые 25 февраля 1934 года строительные работы были завершены за восемь в половиной месяцев – до 7 ноября. В исторической справке, подготовленной в 1934 году специалистами института «Укрпроектреставрация» в связи с работами по реставрации фасадов здания конторы Госбанка, приводятся интересные технические подробности надстройки. Третий и четвертый этажи возводили одновременно с поднятием крыши. То есть крышу не снимали, как это делалось в таких случаях, а разрезали автогеном на семь частей (хорошо, что он был из металлических конструкций) и постепенно поднимали при помощи джеков и домкратов. После того, как кладка стен была завершена, части крыши установили на чугунных подушках и вновь сварили. Вес крыши, поднятой на высоту 12м – 330 тонн, периметр – 400м.
Сравните фотографии банка до и после реконструкции 1934 года. Благодаря мастерству архитекторов дом по своим архитектурно-художественным качествам стал еще лучшим и более выразительным. Как здесь возразишь, что судьба у этой постройки действительна счастливая. Чтобы еще раз убедиться в этом, присмотритесь внимательно к строму помещению банка – того, в котором контора размещалась до 1905 года (они стоят радом на Институтской). Над каждым домом надстроено еще по два этажа. Но, если новое здание от этого только выиграло, то старое превратилось в обычную (даже непутевую) жилую узницу. Как говорится, не родись красивым, а родись счастливым.
Общая информация
В плане здание НБУ Н-образное. Два параллельно размещенных четырехэтажных корпуса композиционно объединены главным помещением банка – операционным залом банка, щедро украшенным лепным декором в технике высокого рельефа и витражами. Фасады здания выполнены в стиле северо-итальянской готики и раннего флорентийского возрождения с мраморными колоннами, утонченным орнаментом, эмблемами ремесел. Кирпичные стены главного фасада облицованы искусственным камнем, который имитирует серый гранит и розовый песчаник.
Центром композиции главного фасада является нарядный портал (то есть архитектурно выделенный вход), который включает колоннаду перед входом с балконом. Портал очень удачно подчеркнут двумя симметричными ризалитами расположенными по бокам (ризалит – выступающая часть здания). Они придают зданию парадный вид и делают более выразительным его стиль. Ризалиты украшены балкончиками и спаренными полукруглыми окнами, а завершаются небольшой аттиковой стенкой и легкими башнями на углах.
Боковые части главного фасада украшены рядами правильно размещенных окон. Парные окна первого этажа разделены тонкими коринфскими колоннами. На втором большие прорези с полукруглым верхом заполнены парными окнами с розеткой над ними. Подоконные части второго и четвертого этажей украшены небольшими рустиками (руст – облицовка стен камнем с грубо обтесанной поверхностью) и маскаронами в виде львиных голов.
Монументальность здания подчеркивается широким карнизом, украшенным майоликой. Наружные стороны фасада закреплены витыми колоннами с декоративными башнями, которые поддерживаются скульптурами больших грифонов – крылатых львов, или полуорлов, полульвов. Интересно, что в античной мифологии грифоны считались охранниками золотых рудников.
Художественное оформление помещений конторы банка было поручено итальянскому скульптору Элио Саля. О внешнем его оформлении мы говорили выше, добавим только, что и внутри помещения такие же красивые и торжественные. Интерьеры отличаются выдержанностью стилизации, удачным решение освещения, удобством и целостностью внутренне планировки. Здесь так же много лепнины и резьбы – особенно в операционном зале: скульптуры античных богов Гермеса, Деметры, Афины Паллады и Гефеста, сандрики (сандрики – карнизы над дверными проемами) и маскароны. По всему периметру зала над балконом помешены картуши – лепные украшения в виде щитов, на которых изображены различные эмблемы и гербы. В центре потолка операционного зала совсем недавно было обновлено согласно первоначальному виду расписанное красками по стеклу изображение патрона Киева – архистратига Михаила.
Отметим при таком удобном случае, что братья Саля принесли новые методы в процесс отливки лепных украшений и скульптур. Они первыми в Киеве использовали так называемую набивку из цемента. Суть метода состоит в том, что в форму не заливается алебастр, как это делалось раньше, а набивается полусухой смешанный цемент. После высыхания и снятия формы остается цементное изделие, которое имеет перед алебастровым ряд преимуществ, особенно при фасадных лепных работах.
Девяносто лет прошло с тех пор как взгляду киевлян и гостей столицы притягивает эта прекрасная жемчужина, созданная Кобелевым и тысячами других неизвестных нам мастеров. По своим высоким художественным свойствам этот дом является одним из лучших среди сооружений Киева XX века. Проходя мимо него, найдите в повседневной суете хотя бы несколько минут и остановитесь. Особенно, если у вас плохое настроение. Полюбуйтесь этим неповторимым произведением рук человеческих, и вы почувствуете, что жизнь – не так уж и плоха, как нам всем, время от времени, кажется.
Объект: филиал Государственного Банка Российской Империи в Киеве
Год постройки: 1902-05, 1934
Архитектурный стиль: венецианское Возрождение
Расположение: на Липках, на улице Институтской, 9, недалеко от дома с химерами
Современное использование: главное отделение Национального Банка Украины