Подобно Выдубицкому монастырю и Межигорье, одно из прелестнейших урочищ близь Киева, лежит невдалеке от Днепра в глубокой прибрежной долине, поросшей лесом. Межигорье расположено в четырёх верстах от Вышгорода и в восемнадцати верстах на север от Киева-Подола.
В этой местности построен был в конце четырнадцатого века монастырь Межигорский, или как его называли, обитель «Межигорского спаса», от древней церкви Белого Спаса, по преданию, будто бы построенной ещё Андреем Боголюбским. История монастыря, между началом шестнадцатого века и концом семнадцатого, представляет живую и яркую страницу в истории борьбы разнородных и разноплемённых элементов, которая так страшно кипела и пылала в этот период на нашем горизонте.
В начале шестнадцатого века, мы видим и монастырь богатым, владеющий обширными имениями и угодьями, видим его под защитою королей польских и под великим покровительством магнатов, проживающих на Волыни и в Киевской области. Затем начинается борьба православной Малороссии с униею, страшные казацкие войны разыгрываются во всей степи, выражая негодование народа, угнетаемого в своих самых дорогих, самых сокровенных верованиях. В 1592 году, казаки бурным потоком ворвались в Межигорский монастырь, убили игумена, избили братию, ограбили кельи монастырские, сорвали и втоптали в грязь хранившиеся в монастырской церкви универсалы королей польских и жалованные грамоты усердных жертвователей… Затем после бесплодной борьбы со стороны православных, уния торжествует и Межигорская обитель терпит в свою очередь от неё крайнее разорение и поношение.
Только после того, как цари московские приняли несчастную Малороссию под свою «высокую руку» и весь край стал дышать свободнее, стала мало-помалу оправляться и Межигорская обитель. Вновь потекли сюда пожертвования, вновь стали стекаться иноки и богомольцы и слава монастыря стала быстро возрастать.
Когда, например, в 1672 году, запорожцы отправили в Москву посольство для переговоров о принятии ими подданства России, они одновременно послали своих выборных и в Межигорский монастырь, предлагая настоятелем его считать обитель войсковою обителью войска запорожского, с тем, чтобы монастырь посылал постоянно своих иноков священнослужителей в Сечевую церковь, и принял в своё заведование войсковой госпиталь, для содержания в нём нищих, калек и увеченных, из числа запорожцев, на счёт самой Сечи. В возмездие за эти услуги, Сечь обязывалась быть постоянною подпориею (приходом) Межигорской обители и ктитором её. Соглашение состоялось; госпиталь немедленно был устроен в Межигории и с этого времени запорожцы до самого конца Сечи принимали у себя духовенство только из Межигорской обители.
Между Сечею и Межигорьем устанавливается мало-помалу неразрывная связь. «Монастырь Межигорский» — по очень меткому замечанию одного бытописателя этой обители – выдвигается в общественном мнении, как религиозный центр всего казачества, как предстатель пред Богом за грешную душу казацкую, переполненную прегрешениями в бесплодной отваге и широкой воле, чуждых остальному населению. Каждый казак считает долгом своим хоть раз в жизни поклониться Спасу Межигорскому. 1670-1700 годы были для Межигорья временем наибольшей славы, а вместе – и временем наибольших пожертвований. Акты, которыми поклонники закрепляли за ним свои приношения, передают со всею неподдельностью это благоговение к нему казачества. Многие запорожцы, покидая свою разгульную жизнь, приходили сюда и, после целой эпопеи подвигов и приключений, вступали в ряды «Христова воинства».
При Петре, во время той опалы, которой справедливо подверглись от него запорожцы, связи монастыря с Сечею пошатнулись и не возобновлялись более в прежнем виде. Обитель окончательно пришла в упадок около половины восемнадцатого века; в довершение же всего в 1787 году страшный пожар истребил её до тла! Братия разбрелась по другим монастырям, и обитель не возобновлялась до 1860 года.
На месте обители, в царствование императора Павла, явилась казённая фабрика фарфоровых изделий, так как близь Межигорска была открыта фарфоровая и фаянсовая глина. Фабрика просуществовала почти полвека, принесши казне громадные убытки и обогатив только тех немцев-управляющих, которые сумели из фарфоровой глины создать себе превосходно обеспеченные места, бесконечные доходы… Наконец, в начале царствования в Бозе почившего императора Александра Второго, фабрика прекратила своё существование и на месте её восстал из развалин некогда славный монастырь Межигорский, но уже в виде небольшой, бедной обители, ограниченной в своих скудных средствах и подчинённой ведению Киево-Печерской лавры.
Объект: православный монастырь
Год постройки: XIV век
Архитектурный стиль: древнерусский, перестроен в формах украинское (мазепинского) барокко
Расположение: в Межигорье — 14 км на север от Оболони и 2 км на север от Вышгорода
Современное использование: снесен, на его месте ныне — правительственные дачи