Летом 1934 года, аккурат в дни переезда столицы Украины из Харькова в Киев, решением Совета Народных Комиссаров Украинской ССР по представлению специальной Правительственной комиссии Республиканский заповедник Конча-Заспа передали на баланс Хозяйственного отдела ВУЦИК.
Все делалось без лишней огласки, в закрытом режиме. Приметой переподчинения стал появившийся в начале августа всего за неделю мощный забор, которым обнесли территорию. Таким образом, роскошные угодья с прекрасными озерами и уникальной дубовой рощей были выведены из подчинения Украинской Академии сельскохозяйственных наук волевым решением Всеукраинского старосты и председателя ВУЦИК Григория Петровского, которому приглянулась местность, находящаяся в ближайших (20—30 км) окрестностях новой столицы. На месте ликвидированного заповедника появился рыбсовхоз «закрытого типа», принадлежащий ВУЦИК.
Нетрудно догадаться, что в заповеднике начали устраивать рыбалку для сильных мира сего, «топить баньку», а чуть позже развернули строительство правительственных дач и тяготеющей к ним хозяйственной инфраструктуры… Заповедник, таким образом, скончался de jure и de facto.
Сегодня Кончей-Заспой именуют территорию, большую по размерам, чем собственно заповедник. Само словосочетание также трактуют по-разному. Большинство ученых-филологов склоняются к тому, что слово «конча» означает конечную часть, край, границу «заспы» — пересыпанной (засыпанной) песком или илом части озера, речки… Не вдаваясь в топонимические нюансы, рассмотрим историю заповедной части Кончи-Заспы.
Атак на заповедник было предостаточно и ранее. Претендовали на него, как следует из сохранившихся документов, и Народный комиссариат торговли УССР, и Киевский особый военный округ, и Киевский государственный университет… Полторы тысячи гектаров лесных угодий достались в конце концов правительству Советской Украины.
Современный унылый зеленый забор, бесконечно тянущийся вдоль автомобильной трассы, — это и есть внешнее ограждение нынешней «государевой оазы», как сказали бы лет триста назад о подобном при дворе всероссийского самодержца.
Помимо того, что Конча-Заспа была уникальным биосферным заповедником, она являлась и местом историческим, о чем сегодня совершенно забыли. А жаль. Именно здесь бесстрашные казаки Богдана Хмельницкого одержали победу над войсками Радзивилла.
Земли бывшего заповедника до 1920 года принадлежали двум киевским монастырям: Выдубицкому и Введенскому, а еще ранее — царской семье.
Надо сказать, монахи вели здесь хозяйственную деятельность с большим тактом по отношению к природе. После установления советской власти земли Кончи-Заспы перешли в ведение ВУАН и стали официально именоваться Республиканским заповедником Днепровской поймы, который входил в состав Среднеднепровского (Каневского) заповедника. Земли и водоемы заповедника очень страдали от, по сути, варварской хозяйственной деятельности человека. Вырубались сотни деревьев, засорялись озера — Глушец, Заспа, Смолянцы, Песчанцы и другие, помельче. В результате во многих озерах исчезла рыба (в том числе и от браконьерского вылова), перестала гнездиться цапля, исчезли выпь и перепел. Дирекция заповедника пыталась противостоять такому хамскому поведению человека, но безрезультатно. Тем более когда здесь, к примеру, летом 1932 года состоялись полномасштабные маневры военных. Можно только представить, сколько траншей нарыли вояки для своих учебных целей, сколько деревьев сгубили, чтобы устроить проезды для танков…
Была свернута (из-за прекращения финансирования и недоступности для специалистов) вся научная деятельность. Попытка передать заповедник ВУАН провалилась — не без участия некоторых ученых, возглавлявших ведущие вузы. Между ними шла грызня за право обладания объектом. Жирный крест, как я уже сообщал в начале статьи, поставил ВУЦИК.
Сейчас на самых «вкусных» местах бывшего заповедника — правительственные дачи. Окрест них — новоделы «крутых», базы отдыха, оздоровительные детские лагеря. Пять лет назад на небольшом участке Кончи-Заспы вновь организовали заповедную зону, но надежды на то, что она сможет противостоять современной государственной машине, маловато. Разве что слуги народа опять захотят перебраться куда-нибудь в Межигорье, а «крутые» станут ценить природу. О судьбе этого, еще одного бывшего островка природы и духовности нашей я расскажу как-нибудь при оказии.
Объект: пригород Киева
Современное использование: район особняков и дач