150 лет тому назад нынешняя улица Коминтерна была впервые упомянута в столичной прессе
В 1855 году она называлась Игнатьевской и связывала железнодорожный вокзал с Бибиковским бульваром. Сегодня эта улица, носящая имя Коминтерна (Коммунистического Интернационала), протянулась от привокзальной площади до бульвара Шевченко.
Поменяли графа на красного командира
Игнатьевской улицу назвали в честь знаменитого киевского домовладельца. Однако уже в 1869 г. она была переименована в Безаковскую в честь Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора Александра Павловича Безака (1801- 1868 ). В период его губернаторства, при непосредственном участии этого высокопоставленного чиновника было открыто движение на Курско-Киевской железной дороге и сооружен вокзал. К нему-то и вела от Бибиковского бульвара (бульвар Шевченко) улица Безаковская. Нынешнее название она получила в 1919 году в связи с образованием
Коммунистического Интернационала.
На пересечении с Бибиковским бульваром был сооружен памятник графу А.Бобринскому, который руководил строительством первой железной дороги к Киеву. В 1918 году его отправили на свалку, а в 1954-м на этом месте был установлен памятник Щорсу.
Музей градостроения
Коминтерновскую можно смело назвать музеем архитектуры. В начале ХХ века предназначение основных зданий улицы обуславливала близость к вокзалу. Здесь были расположены гостиницы «Бристоль», «Франция», «Либава», меблированные комнаты «Петроградские» и «Новая Россия». Своеобразна архитектура улицы, в которой преобладают модерн и эклектика. В застройке принимали участие выдающиеся архитекторы В. Николаев, А. Хойнацкий, А. Краузе. Дом №11/106 на углу с улицей Саксаганского, на первом этаже которого находится аптека, построен в стиле неоренессанс. В начале двадцатого века он принадлежал фельдшеру Ю. Коцюбе. В доме №12 , где с 1890 года находилась водолечебница А. Успенского, в советское время располагались клуб и библиотека. Образцом архитектуры 30-х годов ХХ века является дом №3/25 (архитектор А. Таций). На Безаковской, 25 (угол Желянской) в 1908 — 1914 гг. в честь 800-летия Михайловского Златоверхого монастыря была сооружена Ильинская церковь, разрушенная в 1935 году. В послевоенные годы на улице Коминтерна были построены здания «Киевгипротранса» и Дома быта «Столичный».
Несколько слов об улице Ветрова. Возникшая в 1830 году и называвшаяся Макаровской, она в 1871-м была переименована в Назарьевскую. Свое нынешнее название получила в честь работника Главных железнодорожных мастерских, который погиб во время вооруженного восстания в Киеве. Эта улица примечательна памятниками архитектуры и градостроения, среди которых дома №19 и №21, построенные в стиле венского модерна (архитектор И. Ледоховский).
Зоопарк поселили в Ботаническом саду
На пересечении с улицей Ветрова расположен Ботанический сад им. академика А. Фомина, основанный в 1839 году на месте пустыря с глубокими оврагами. По проекту А. Роговича была распланирована территория, проложены дорожки. В оранжерейном корпусе разместились коллекции тропических и субтропических растений. В 1908 — 1913 гг. на территории сада существовал небольшой зоологический парк, основанный Киевским товариществом любителей природы. Впоследствии он был перенесен на Брест — Литовский проспект, где находится и теперь.
Во время войны сад приютил на своей территории тысячи беженцев. Здесь работали лазарет, пункты питания и временного пребывания людей. В послевоенное время сад стал настоящим лесом в центре города: буйство красок природы, запах трав и хвои, свыше 10 тысяч видов, форм и сортов растений.
КСТАТИ
Вокзал — это всегда базар Привокзальная площадь в это время была центральным входом на знаменитый Евбаз (Еврейский базар), который занимал в то время огромную территорию, включая нынешнюю площадь Победы, вплоть до Воздухофлотского моста. Здесь менялось и продавалось все! Базар назывался Еврейским потому, что раньше на этом месте был огромный пустырь и обживали его именно евреи. Это был один из трех киевских районов, где губернатор разрешил им жить. На площади перед вокзалом был расположен фонтан, вокруг которого ходили трамваи и в котором никогда не было воды. Зато возле него собирались компании калек, нищих и всевозможного городского сброда. Справа от вокзала находились замусоленные бараки, где военнослужащие получали пайки : консервы, брикеты гречневой, перловой, гороховой каши, громадные куски сахара-рафинада.
Выходившие из бараков военные меняли продукты на водку, спирт, зажигалки, авторучки и капроновые чулки. Слева были насыпь и ТЭЦ, тут же расположились лавки часовщиков и обувщиков. Торговля начиналась здесь и шла дальше, к Евбазу.
Объект: улица
Год постройки: 1855
Расположение: связывает центральный железнодорожный вокзал с бульваром Шевченко
Современное использование: улица Коминтерна была недавно переименована в улицу Симона Петлюры