Историческая местность на южной окраине Киева. Название возникло, согласно легенде, вследствие тюркского слова «китай» — укрепление, крепость. В Китаеве сохранились остатки городка ІХ-Х веков, а также пещерный келий времён Киевской Руси. В XIV веке в Китаеве был создан пещерный монастырь, подчиняющийся Киево-Печерской лавре, так званая Китаевская пустошь.
В 1763-68 годах известный архитектор украинского барокко С.Д.Ковнир построил в монастыре каменную Троицкую церковь. Со временем здесь были построены кельи, колокольня и другие сооружения, которые, к сожалению, до нашего времени не сохранились.
В Китаеве в 1857 году были найдены и изучены Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством А.Д.Эртеля были найдены несколько подземных галерей, похожих по своей структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух костров, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами.
В обители преподобного старца Досифея
…Уже в двенадцатом веке здесь находилось древнерусское городище, являющееся важным форпостом на южных подступах к Киеву. Отсюда и название древнего урочища — «Китай», что в переводе с тюркского означает «укрепление» или «крепость». Поселение было надежно защищено от неприятеля рвом, валом, водой и лесами.
В центре полуострова возвышалась Китай — гора. В пятнадцатом веке монахи Киево-Печерской Лавры создают здесь пещерный монастырь, а затем и лаврский скит.
Подвизалось здесь немало великих старцев, но самым знаменитым был преподобный Досифей, прославившийся в ХVIII веке своими великими подвигами. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья! Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского.
Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя. Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией.
Когда Даше было два года, родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой.
Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
Дарье было девять, когда ее вернули в родительский дом. Все там было чужим и ненужным. Жизнь в миру оказалась мелкой и суетной. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах.
Ненужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу- француженку…
Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор. В мае 1736 года она тайно покидает родителей и пешком идет в Москву, в Свято-Вознесенский монастырь, к любимой бабушке. Но увидеть старицу Порфирию довелось только издалека.
По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям.
И Дарья покинула монастырь. Но домой не вернулась. Коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд, превратилась в худенького крестьянского мальчика и в толпе паломников направилась в Троице-Сергиевую Лавру.
По примеру древних греческих подвижниц, святых Ефросинии и Александры, долгие годы скрывавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, она назвалась беглым крестьянином Досифеем. (По-гречески, Досифей означает «богом данный»).
Никто не узнает, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну. Постоянно находиться среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Прожить так целых три года можно было только с помощью Божьей.
Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих, умоляя приоткрыть завесу исчезновения беглянки. Но встретиться с Дарьей Тяпкиным не удалось.
В ту же ночь она тайно покинула Лавру. Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества в Киево-Печерскую Лавру.
Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем, архимандритом Илларионом Негрембецким и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. История повторилась. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии.
В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет.
Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.
Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица.
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору — Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарье. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо.
Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей.
Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. Поведал ей много такого, от чего содрогнулась властная и страстная душа императрицы. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России…
Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор — первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя — Досифей…
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения.
Простившись со всей обителью, он затворился в своей келье, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно также в 1833 году отойдет к Господу и Преподобный Серафим Саровский) — правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении.
В левой — зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание.
Так, стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей — преподобной Досифеей. По сей день на могилу святой затворницы стекаются тысячи паломников.
Источник: http://www.rkw.3w.pl/dosifej.htm
Статья сайта «Киевская Русь»
Расположена в окруженном лесистыми приднепровскими холмами урочище, на омываемом с юго-востока озерами полуострове. Название урочища происходит, по-видимому, от тюркского слова «китай» («укрепление», «крепость»). Один из указанных холмов, ограничивающий урочище с востока и отделенный от обители озерами, называется Китай-горой. Здесь сохранились валы древнерусского городища, являвшегося форпостом на южных подступах к Киеву. Этой крепости предшествовало небольшое укрепление на месте нынешней пустыни, защищенное с северо-запада рвом и валом, а с остальных сторон — водой. При строительстве в нач. XI в. крепости на горе описанные ров и вал уничтожили, и на полуострове возник посад, со временем достигший огромных размеров. Люди обитали в нем и после монгольского нашествия, в XV в.
В ХV1-ХVП вв. любители пустынножительства из Киево-Печерской Лавры основали на Китай-горе пещерный монастырь, а на месте нынешних зданий пустыни — наземный лаврский скит.
В XVIII в. в Китаеве прославилась великими подвигами Преподобная Досифея (+1776 г.). Родилась она в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных (вели род от участника Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего окольничим св. князя Димитрия Донского). С 2 до 9 лет Дарья (мирское имя Преподобной) воспитывалась в Московском кремлевском Вознесенском монастыре иночествовавшей там родной бабушкой — монахиней Порфирией (обитель основана вдовой св. Димитрия Донского преп. Евфросинией; м. Порфирия удалилась под молитвенное предстательство св. княгини, от мужа которой родоначальники Тяпкиных получили за верную службу богатство и знатность). Став за 7 лет по образу жизни настоящей монахиней, Дарья по возвращении в родительский дом не пожелала вести светскую дворянскую жизнь и подвизалась в благочестии. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж и угасания стремления к Богу, Дарья тайно покинула родных. Боясь быть разысканной и насильно возвращенной, подвижница взяла пример с Преподобных Евфросинии и Марины, спасавшихся под мужскими именами в мужских монастырях: купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась беглым крепостным Досифеем. Низкий голос, равномерная походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в «Досифее» девушку. Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но последняя тут же скрылась и ушла в Киев, где на Китай-горе, не желая пользоваться плодом чужого труда, выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней. Десятки лет сурового пустынножительства привлекли к «Досифею» внимание мира, полное благоговейного уважения. Побеседовать с подвижницей можно было, однако, только через пещерное окошко. В 1744 г. «Досифея» посетила императрица Елизавета Петровна. В ее присутствии Дарья была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну подвижницы по-прежнему никто не знал: от суровых подвигов внешность Преподобной с течением времени все меньше могла давать повод к подозрениям).
Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. Серафим. Однажды у Преподобной побывала родная сестра и сказала, что пропавшая когда-то Дарья до сих пор не найдена. Подвижница, не будучи, естественно, узнанной (разговор происходил через то же окошко), посоветовала сестре не искать Дарьи, ушедшей из дому ради Господа, а радоваться ее духовному призванию.
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, Преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре и духовно воспитала здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана (ум.1819 г.; по благословению подвижницы некоторое время находился на послушании преп. Паисия Величковского; готовясь отойти ко Господу, Преподобная сама указала Феофану идти на Соловки). Последние четыре года своей земной жизни подвижница провела в наземном Китаевском скиту.
«Старца Досифея» нашли в его келье преставившимся на коленях перед аналоем (точно так же почиет о Господе и Преп. Серафим Саровский; кончина подвижницы совпала с памятью преставления Преп. Сергия Радонежского, что также обращает на себя внимание). В руке «старца» была записка с просьбой предать приготовленное к погребению тело земле «не касаясь», что китаевская братия и исполнила. Когда впоследствии сестра Преподобной вторично побывала в Киеве и увидела портрет «старца», все узнали наконец тайну подвижницы.
В сер. XIX в. в пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (ум.1853 г.) — широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев — будущий Киево-Печерский подвижник Преп. Алексий (ум.1917г.). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.
Во второй пол. XIX в. в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник — рясофорный монах Киево-Печерской Лавры Паисий (ум.1893 г.). До перевода из Лавры в Китаево он также не раз бывал у преп. Феофила.
В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; ум.1855г.).
В 30-х гг. XX в. обитель была упразднена. Возрождение пустыни началось с открытия в нач. 1990-х прихода в ее каменном престольном храме (возведен в 1763-1767 гг. в стиле украинского барокко на месте обветшавшей деревянной церкви преп. Сергия Радонежского, поставленной в 1716 г.; в ходе перестроек 1854 и 1892-1893 гг. приобрел современный вид; пять глав поставлены прямым крестом; имел приделы преп. Сергия Радонежского и св. Димитрия Ростовского; сохраняет статус прихода). В сквере севернее храма под спудом почивают мощи преп. Досифеи. Рядом- надгробия на бывшей могиле преп. Феофила (мощи обретены в 1993 г. и открыто почивают в пустыни) и на могиле первого наместника возрожденной обители старца схиархимандрита Феофила (ум.1996 г.). Северо-западнее Троицкой церкви находится храм свв. 12 Апостолов (1835г.; безкупольный), а южнее стояла не дошедшая до нас четырехъярусная колокольня (1835 г.; классицизм). Улица Китаевская отделяет от центра пустыни храм преп. Серафима Саровского (в обители хранятся поручи и епитрахиль этого Угодника), пристроенный в 1904 г. к зданию лаврской богадельни (1871 г., расширено в 1900 г.; одноэтажное, деревянное, обложено кирпичом). На Китай-горе сохранились иноческие пещеры, часть которых в 1990-1993гг. расчищена и благоустроена для посещения усилиями сотрудников научного отдела «Киев-Подземный» при Музее Истории г. Киева и братии пустыни (указанный отдел занимается исследованием и охраной иноческих подземелий). Во второй пол. XIX в. здесь было устроено обложенное кирпичом подземное помещение для храма. Во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. И действительно, только в наши дни в описанной подземной камере был освящен храм во имя Преп. Досифей Киево-Китаевской. В пещерах сохранились иноческие кельи с земляными стенами и лежанками. Так первоначально выглядели и лаврские пещеры. При обители действуют богадельня и паломническая гостиница.
Объект: православный монастырь, пещеры
Год постройки: XIV век
Архитектурный стиль: византийский, старорусский, украинское (мазепинское) барокко
Расположение: в конце проспекта Науки, между местностями Мышеловка и Корчеватое
Современное использование: Китаевский монастырь возобновил свою деятельность