Кирилловская церковь в Киеве была построена в середине XII века на далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах. Расположив на месте нынешней Кирилловской церкви в Киеве стан своей рати, основатель Кирилловской церкви черниговский князь Всеволод Ольгович в 1139 году взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий киевский престол.
Для представителей династии Ольговичей Кирилловская церковь служила загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году в Кирилловской церкви был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты и обновления. В 1748—1760 гг. в Кирилловской церкви при участии известного украинского зодчего И.Григоровича-Барского были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой. После перестроек XVII—XVIII вв. древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с характерными чертами барочной архитектуры.
В 60-е годы XIX века Кирилловская церковь становится в центре внимания общественности: под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII века. В 1881—1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в Кирилловской церкви проводятся огромные работы по расчистке фресок и обновлению стенописи.
В 1884 году в Кирилловской церкви работал Михаил Врубель. По требованию отцов церкви открытые древние фрески были вновь переписаны масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас. В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником.
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII века. Перестройки XVII—XVIII вв. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы Кирилловской церкви четко читаются под этими достройками.
Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами росписи XVII века и масляными работами XIX века на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.
Из росписей XVII века в Кирилловской церкви сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником украинской портретной живописи того времени. Среди масляной росписи в Кирилловской церкви, выполненной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля.
В этих росписях Кирилловской церкви в Киеве проявился его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из самых сильных его произведений в храме — „Сошествие святого духа», занимающее свод хор. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Здесь же на хорах Кирилловской церкви М. Врубелем исполнены «Ангелы с лабарами», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы „Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством. Наиболее удалась художнику в Кирилловской церкви «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем.
Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.
Объект: православный храм
Год постройки: ?, 1140 — 1167
Архитектурный стиль: византийский, старорусский, украинское (мазепинское) барокко
Расположение: на Куреневке, на пересечении улиц Елены Телигы и Новоконстантиновской
Современное использование: музей, филиал национального заповедника «София Киевская»