«Живая фотография» в Киеве
В начале 1954 года в Киеве, на Крещатике, открылся один из первых в мире кинотеатров стереоскопических фильмов с проекцией на большой экран. Это – одна из легендарных страниц истории киевских кинотеатров.
В декабре 1895 года братья Огюст и Луи Люмьер (Lumiere) продемонстрировали в парижском «Гранд-кафе» снятый ими фильм «Прибытие поезда». От этой даты и принято вести отсчёт истории мирового кинематографа.
Ровно год спустя представители фирмы братьев Люмьер прибыли в Киев, где продемонстрировали киноаппарат, пускавший на экран «живую фотографию». Первым оценил новинку театральный режиссёр Николай Соловцов. Он предложил представителям парижской фирмы организовать первый в Киеве киносеанс в помещении арендованного им театра Бергонье на углу нынешних улиц Б. Хмельницкого и Пушкинской.
Расчёт режиссёра оправдался: «синематограф Люмьеров» был нарасхват. Арендаторы демонстрировали фильмы в цирковых балаганах, музеях, литературно-артистическом обществе (там состоялся, кстати, первый в городе детский киносеанс), оперном театре. И, конечно, охотно «крутил» фильмы и сам Соловцов – до и после театральных представлений.
Вскоре арендаторам стало понятно, что демонстрация фильмов настолько выгодное дело, что за него следует взяться всерьёз. Так возникли «иллюзионы» – первые стационарные кинотеатры, под которые переоборудовались магазины, склады, увеселительные заведения. Открыла в Киеве свой филиал и знаменитая французская фирма «Пате»!
«Иллюзионы» стали самым популярным развлечением киевлян и самым ярким впечатлением для приезжих. Иван Кавалеридзе, известный украинский скульптор и кинорежиссёр, вспоминал о тех временах, когда он ещё ребёнком впервые очутился в Киеве: «Запомнился мне только иллюзион на Бессарабке. Давали какую-то комедию… Я был долго под впечатлением увиденного, не раз «прокручивал» картину в своём воображении».
Первые киевские «иллюзионы», конечно, сильно отличались от современных кинотеатров. Расписания сеансов не было, фильмы крутили подряд один за другим, зрители входили и выходили, кому когда захочется… Зрительные залы не имели уклона, поэтому головы впереди сидящих зрителей, а особенно роскошные дамские шляпы с перьями, заслоняли экран и мешали смотреть фильм. Заядлые курильщики иногда дымили прямо в зрительном зале. Однако официальных ограничений на сей счёт тогда не существовало, поэтому удалить курильщика из «иллюзиона» было практически невозможно. Но если конфликт перерастал в драку, являлась полиция, которая, выяснив на месте, кто ударил первым, выводила зачинщика беспорядка из зала. Правда, чаще всего оказывалось, что первыми поднимали руку те, кто, не выдержав табачного дыма, пытались воздействовать на курильщиков… После 11 часов вечера показывали фильмы «для мужчин» с пометкой «Только для взрослых. Дети и ученики не допускаются» за более высокую входную плату.
Век «иллюзионов» оказался недолгим. В 1906 году в Киеве возникла первая специализированная прокатная контора, кардинально изменившая кинопоказ не только города, но всей Украины, и далее – Российской империи. Прокатную контору основал киевлянин Сергей Френкель, закончивший Киевский университет, а после учившийся в Бельгии. Его фирма находилась на Крещатике, на углу Прорезной улицы (здание не сохранилось).
Став посредником между производителями фильмов и владельцами кинотеатров, С. Френкель создал совершенно новую ситуацию. Кинотеатры начали реально конкурировать друг с другом. Появилось расписание сеансов (каждый сеанс длился, как правило, 25–40 минут), рекламные афиши новых фильмов, зрительные залы оборудовались удобными креслами (вместо прежних деревянных лавок), вентиляцией. Самой «кинематографической» улицей Киева оказался, конечно, Крещатик, где один за другим открылись восемь кинотеатров. В 1911 году в городе насчитывалось 30 кинотеатров…
В январе 1919 года захватившие власть большевики национализировали и переименовали все киевские кинотеатры. Кардинально изменился и репертуар – вместо развлекательных фильмов стали «крутить» советские агитки. Однако киевляне долго ещё называли кинотеатры по именам их прежних владельцев, игнорируя безликие советские названия вроде «1-е Госкино» [т.е. 1-й государственный кинотеатр]. Лишь в ноябре 1930-го на Подоле открылся первый кинотеатр, построенный советской властью – «Жовтень» с кинозалом на 800 мест и ещё одним залом, концертным. А спустя семь лет в парке возле Европейской площади появился новый кинотеатр «Днепр», вмещающий 308 зрителей.
Вторая мировая война, превратившая центр Киева в руины, лишила город его любимых кинотеатров. Власти решили их не восстанавливать, а строить новые современные кинотеатры. Так появились кинотеатры «Киев» (в котором впервые использована специальная акустическая штукатурка, способствующая чистоте звука), «Кинопанорама» (первый в СССР панорамный кинотеатр) и другие. Ну а «Орбита» стала, как уже упоминалось, вторым в мире кинотеатром стереоскопических фильмов. Причём, в отличие от зарубежных аналогов, здесь зрители могли смотреть стереофильмы без специальных окуляров (благодаря уникальной советской технологии). Уже в 1954 году в городе работало 14 кинотеатров.
В 1980-х годах Киев имел 72 кинотеатра, которые за год посещали свыше 30 миллионов человек. Однако к началу 1990-х годов количество кинотеатров стало сокращаться – отчасти из-за кризиса в отечественном кинопроизводстве, отчасти из-за появления видео. Впрочем, в последние годы в городе стали открываться кинотеатры, оборудованные по самому последнему слову техники. Публика потихоньку возвращается в зрительные залы, и это вселяет надежду на то, что история киевских кинотеатров ещё не завершена.
Объект: кинематограф
Современное использование: кинотеатры Киева