В середине 1850-х годов в составе многонационального населения Киева появились первые представители крымских караимов. А в Крым, как считают, они пришли в 30-х годах XIII века после завоевания монголами, если не одновременно с ними. В конце следующего столетия литовский великий князь Витовт назначил караимам для поселения город Трок в Виленской губернии, а потом и другие места. В 1388 г. караимы получили от него торжественную грамоту, в которой названы «трокскими евреями». Из Литвы они затем распространились в район Луцка и Львова. В 1795 г. законодательство Российской империи установило различие между караимами и евреями в целом и выделило в самостоятельную народность, освободив при этом от дискриминационного двукратного налогообложения. В 1900 г. в стране насчитывалось 12 тысяч караимов, а в Киеве — чуть больше 200 человек при 276 тысячах гражданского населения города. Самым влиятельным во всех отношениях было семейство Когенов.
Его глава Соломон Аронович Коген родился в 1830 г. в Евпатории, в доме зажиточного табачного предпринимателя. Вначале он помогал отцу, а потом решил открыть собственное дело. Начать его было целесообразнее не в Крыму, где выращивался отличный южнобережный сорт табака, а в другом районе, чтобы не иметь столько конкурентов. Выбор пал на Киев.
Сюда Коген перебрался в 1860 г. и сразу же, в следующем году, совместно с земляком-караимом Шапшалом основал небольшое табачное производство с магазинчиком. Вскоре фабрика, на которой работало, включая хозяев, не более двадцати человек, развилась в крупное преуспевающее предприятие. Спустя десять лет Шапшал вышел из совместной фирмы, продал свою долю компаньону и переехал в Петербург, а Коген успешно продолжал начатое дело.
В марте 1874 г. в Киеве имелось восемь табачных фабрик, где работало 327 человек. В 1885 г. действовало уже 13 предприятий с общей численностью 934 работающих. Крупнейшими были фабрики Соломона Когена и его родного брата Моисея. Первая имела 251 рабочего, а вторая, открытая Моисеем Ароновичем в 1863 г. под названием «Бр. Коген», — 227 человек. Третье место занимала фабрика караимов Исаака Дуруича и Якова Шишмапа с 36 работающими, а на табачно-махорочной фабрике Андрея Солонины, например, было лишь 4 работника.
С самого начала деятельности в Киеве Соломон Коген разместил свое предприятие «для выделки турецкого табака и сигар» в центре современного города. Первым адресом фабрики был Крещатик, № 17, дом аптекаря Густава Зейделя. А рядом, в доме № 19, принадлежавшем профессору Ф. Ф. Мерингу, жили Соломон Аронович и его жена Эстер Чефаньевиа, дочь симферопольского купца Шишмана. В том же доме проживал и брат жены Мордехай Шишман. Его, а также брата Моисея и евпаторийского мещанина Симу Прика, Соломон Аронович взял в компаньоны и с 1 января 1872 г. открыл на основе своей фабрики торговый дом «Коген и Шишман». Проработали они вместе только четыре года, и с 1 января 1876 г. в фирме остался один Коген.
Во второй половине 1870-х Соломон Аронович развернул табачное производство па новом месте — в двухэтажном каменном доме Поночини па Михайловской улице. Но проработала там фабрика недолго. Может, дом был плохо построен, может, грунт оказался просадочным, но в стенах появились трещины. На втором этаже — даже сквозные. Поэтому в сентябре 1881 г. санитарная комиссия думы с привлечением городских архитекторов В. Н. Николаева и А. К. Геккера осмотрела помещение на предмет безопасности для работающих в нем.
Определили, что стены дали трещины из-за усадки здания. Было предписано работников фабрики удалить, на трещинах на втором этаже установить цементные маяки, и помещение опечатать на две недели. Если маяки не повредятся, значит движение стен прекратилось и опасности нет. Но к этому времени у Когена уже имелось собственное помещение для его фабрики.
Еще в мае 1874 г. он приобрел большую сквозную усадьбу, выходившую своей верхней частью на улицу Ново-Елизаветинскую (Пушкинскую), № 7, и нижней — на Крещатик, № 36, где стоял фасадный двухэтажный дом. Соседом слева был купец Н. К. Богадица, справа — М. П. Дегтерев. В январе 1881 г. Соломон Аронович получил разрешение выполнить задуманные им постройки: надстроить 3-й этаж па Крещатике и возвести двухэтажный с подвалом дом на Ново-Елизаветинской. Архитектурный проект подготовил В. Н. Николаев, и он же взялся наблюдать за работами. К осени все было закончено, и Коген перевел свою фабрику на Ново-Елизаветинскую. Позже здесь добавились и другие производственные помещения, в том числе для паровых машин. Квартира же «табачного короля» была во втором этаже крещатикского дома, первый этаж которого занимал фирменный магазин.
Его брат Моисей в 1879 г. купил усадьбу по улице Лютеранской, № 6, почти на углу Крещатика, и построил два двухэтажных дома. Один из них предназначался для его табачной фабрики, но санитарная комиссия, опасаясь загрязнения окружающей среды, не давала разрешения на открытие здесь производства. Однако предприниматель не только добился своего, по потом построил еще два корпуса в 3 и 4 этажа. И в течение почти 50 лет, вплоть до начала 1930-х, табачная фабрика, а затем склады, находились непосредственно на центральной магистрали теперешнего Киева. (Тогда Лютеранская не заканчивалась аркой, как сейчас, а выходила на Крещатик на уровне пешеходного тротуара).
В 1887 г. с Соломоном Ароновичем случилось несчастье — разбил паралич, но он не отошел от дел. По размеру чистого дохода, определенного городской думой для уплаты в пользу города оценочного сбора, Коген занимал в том году восьмое место, опережая Бродских, Терещенко, Зайцева, Хрякова и других крупных купцов. К этому времени его фабрика стала одним из крупнейших поставщиков табачных изделий в юго-западной части Российской империи с годовым оборотом 650 тыс. руб. (у Моисея Ароновича было до 400 тысяч). В производстве использовался листовой табак, произраставший в районе Симферополя, на Ялтинском побережье, на Кубани, в Сухуми и Бессарабии, в Македонии и Малой Азии.
Весь поступавший с плантаций табак выдерживался в течение года на складах при фабрике, где происходил процесс брожения. Потом в сортировочном отделении сырье распределялось но сортам и поступало в машины для резки и раструски. Частично табак шел па изготовление сигар, но главным образом его перерабатывали для папирос. При этом папиросные гильзы использовались тоже собственного производства. Главными профессиями работающих на фабрике были сортировщик, крошильщик табака, набивщик папирос, клейщик, бандеролыцик, упаковщик. Сортировщики сырья работали поденно, получая (данные за 1885 г.) от 25 до 65 копеек в день, а все остальные были па сдельной оплате. За месяц рабочие зарабатывали от 20 до 60 рублей.
Несмотря на тяжелейший недуг, Коген продолжал лично руководить фабрикой, занимался благотворительными делами. Еще в 1885 г. он учредил в родной Евпатории ремесленное училище на 40 учеников, ассигновав на него 150 тыс. рублей. Столько же от имени его жены Эстер Чефаньевны было пожертвовано школе для караимских девушек.
Со времени возникновения в Киеве караимской общины она не имела своего храма и вынуждена была обходиться не большой молельней в наемном помещении. Соломон Аронович решил исправить такое ущемленное положение своих единоверцев и выделил 35 тыс. руб. для приобретения земельного участка под кенасу и потом еще 80 тысяч на ее возведение. Довольно обширная усадьба находилась па улице Ярославов Вал, № 7, рядом с домом известного терапевта, профессора университета В. П. Образцова.
Однако непосредственно для кенасы решили использовать не всю землю, а только половину, чтобы построить еще и жилой дом, доходы от которого шли бы па благотворительные нужды. В октябре 1898 г. уполномоченный киевского караимского общества Исаак Шишман получил разрешение думы на строительство, как было указано в поданном ходатайстве, каменной синагоги.
Проект караимской кенасы разработал архитектор Владислав Городецкий, уже построивший в Киеве несколько интересных зданий и завоевывавший все большую популярность своими работами. Среди них — павильоны Сельскохозяйственной и промышленной выставки 1897 г. на Черепановой горе, корпуса Южно-Русского машиностроительного завода на Жилянской улице, мебельный магазин И. И. Кимаера по Николаевской, № 13, доходный дом по Б. Васильковской, № 25 и другие. Многоплановость творчества и огромный потенциал архитектурного таланта Городецкого нашли подтверждение в том, что он практически одновременно работал над такими разными по стилю сооружениями, как караимская кенаса, городской музей, костел св. Николая.
Строительство кенасы подрядная контора Льва Гинзбурга начала осенью 1898-го и в течение года закончила вчерне. Но окончательная отделка и открытие храма затянулись в связи со смертью его основателя, случившейся 16 ноября 1900 года. Как свидетельствует газетная хроника, проводить Соломона Когена в последний путь пришли более трех тысяч человек, в том числе около полутора тысяч работников обеих фабрик. Похоронили его на караимском кладбище на Зверинце. Могила не сохранилась, потому что все существовавшие там кладбища — еврейское, караимское, турецкое и Братское — в советское время были уничтожены.
Своим духовным завещанием Коген назначил капитал в 25 тыс. руб. в процентных бумагах для выдачи ежегодно по одной тысяче в приданое молодым караимкам, выделил 6 тысяч для учреждения двух бесплатных кроватей в больнице Мариинской общины Красного Креста, предусмотрел средства для окончания строительства кенасы.
На ее торжественное освящение 27 января 1902 г. прибыл гахам Таврический и Одесский — верховное духовное лицо всех российских караимов, присутствовали вице-губернатор Ф. Л. Штакельберг, городской голова В. Н. Проценко, ректор университета Ф. Я. Фортинский, другие представители официального Киева и караимской общины. Новую постройку сразу же при знали одной их красивейших в городе — она впечатляла роскошью отделки и мастерством исполнения.
Размеры здания невелики: вглубь усадьбы — 30 м, ширина но фасаду — 14 м, высота до верха крыши — 18 метров. Но стены имеют значительную толщину (почти полтора метра у основания), и поэтому на их возведение было израсходовано полмиллиона штук кирпича. Такая массивность диктовалась особенностями мавританского стиля сооружения. Над зданием — купол, покрытый оцинкованным железом и увенчанный шпилем.
Успех архитектора Городецкого на равных разделил скульптор Элиа Сала, выполнивший наружную и внутреннюю декоративную отделку. Их плодотворное сотрудничество воплотилось и в других осуществленных проектах — в «доме с химерами» на Байковой, в городском музее, костеле св. Николая. Смело применив новый материал — цемент, скульптор навсегда украсил город своими романтическими творениями. И одновременно это было рекламой цементного производства, в частности, завода «Фор», одним из учредителей которого являлся Владислав Городецкий.
Из цемента, или, как его тогда называли, искусственного камня, сделано все наружное оформление кенасы — окантовка углубления входной двери и ниши, орнаменты окон и парапета, подвески, спускающиеся с верхнего карниза по всему периметру. Внутри здания были вестибюль, две небольшие боковые комнаты и главный молитвенный зал, разделенный аркой на две неравные части. Зал поражал красотой изящных лепных орнаментов в мавританско-арабском стиле, заполнивших всю площадь стен. Их дополняли разноцветные витражи на окнах. Такая роскошь, а также электрическое освещение, паровое отопление и вентиляция стоили довольно дорого.
Соломон Аронович и Эстер Чефаньевна детей не имели, и поэтому табачная фабрика и все их торговые дела перешли к брату Моисею, но и он в 1903 г. умер. По наследству, управление взял па себя его старший сын Абрам Моисеевич и в 1905 году преобразовал фабрику «Соломон Коген» в акционерное общество под тем же названием. В 1909 г. усадьбу по Пушкинском № 7 приобрел генерал В. И. Баскаков и построил там семиэтажный доходный дом. К нему позже перешла и усадьба Моисея Когена по Лютеранской, № 6 — генерал купил ее в июне 1918 г., когда фабрики там уже не было. Табачное же производство с Пушкинской улицы объединили с фабрикой Моисея Ароновича, построенной им по Бибиковскому бульвару, № 72-76 (теперь это начало проспекта Победы), и в 1911 г. учредили Акционерное общество табачных фабрик «Соломон Коген» и «Бр. Коген».
В производственном отношении и в торговле фабрики работали абсолютно самостоятельно, а в единую финансовую систему объединились только для экономии средств. Магазины в Киеве были отдельными: «Соломон Коген» — Крещатик, №№ 19 и 36, «Бр. Коген» — Крещатик, №№ 25 и 29.
За 1902—1912 гг. фабриками произведено свыше 7 тыс. тонн табака и свыше 4 миллиардов штук папирос, всего продано табачных изделий на 29 млн. руб. и уплачено акциза 13,6 миллиона. В 1913 г. ежедневно изготовлялось не менее 2 млн. гильз и 2 млн. папирос и еще вручную делали 250 тыс. папирос па заказ по особой технологии. В цехах работали 18 крошильных станков, 62 гильзовых, 58 папиросонабивных и 11 картонажных машин, имелась собственная электростанция с локомобилем в 50 сил и дизельный двигатель в 75 сил.
После национализации бывшие фабрики Соломона и Моисея Когенов стали 4-й Государственной табачной фабрикой. Любопытно, что в рекламе 1923 года особо подчеркивалось — «фабрика выпускает изделия качества довоенного времени». Теперь здесь — совместное украинско-немецкое предприятие «Акционерное общество РЕЕМСТМА КИЕВ ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА».
А караимская кенаса с начала 1920-х годов по своему прямому назначению не использовалась. Здесь были учреждение политпросвещения, Дом народов Востока, кукольный театр, кинотеатр «Заря» с летней площадкой во дворе, с 1981 г.— Дом актера.
Объект: караимская кенаса
Год постройки: 1898-1902
Архитектурный стиль: мавританский
Расположение: на Ярославом Валу, недалеко от Золотых ворот
Современное использование: помещений Дома Актера