Кадетская роща — старинный парк при загородной резиденции киевских митрополитов на Шулявке. Как сообщает в альманахе «Киевлянин» за 1841 г. М. Максимович, огромная березовая роща и небольшой загородный дом с садом и озером возникли здесь еще в 1727 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче. С этого времени Шулявка стала местом летнего отдыха всех киевских митрополитов.
Монахи запрудили реку Лыбедь и устроили большое озеро, существовавшее здесь еще в 1930 гг. Митрополит Арсений Могилянский расширил старый сад и завел домовую церковь. Тогда же при усадьбе возникла небольшая монастырская слобода — Шулявщина. После устройства в начале 1780 гг. на горе Щекавице подольского кладбища майские рекреации (весенние гуляния) студентов Киево-Могиляпской академии стали проводиться в парке митрополитов, который в те времена назывался Шулявской рощей. В начале XIX века студенческий праздник постепенно трансформировался в общегородские гуляния первого мая.
Посетивший Киев в 1804 г. московский митрополит Платон посвятил этим праздникам несколько строк в описании своего путешествия:
«Поехали с преосвященным митрополитом киевским [Серапионом] и викарием в загородный дом митрополитанский, называющийся Шулявщиною. В нем строение деревянное не худое, но небольшое и с церковью, и с небольшим садом. Есть и пруды небольшие на реке, в летописи называемой Лыбедыо. Окружено сие место рощею и киевским жителям дает лучшую прогулку».
Киевляне охотно гуляли здесь летом и в будние дни. В 1830—1840 годах старый дом владыки Варлаама у озера служил чайным домиком или вокзалам. Мемуаристы сообщают, что поездки на экипажах па Шулявку вошли в обычай профессоров Киевского университета 1870— 1880 гг. Но, очевидно, эта традиция возникла гораздо раньше, еще в 1840 гг. Об этом свидетельствует такой рассказ старого историка Киева В. Щербины:
«У меня сохранился рисунок дома, который построил Ванатович. Это маленькая акварель 30 гг. XIX в. в альбоме моей матери Александры Щербины, дочки украинского писателя, врача Евстафия Петровича Рудыковского.
Мать часто показывала нам, своим детям, этот рисунок и говорила, что это «Шулявщина», где она, будучи молодой, бывало гуляла со своим отцом и его друзьями, профессорами Киевского университета М. А. Максимовичем, В. Я. Шульгиным и С. И. Богородским».
В 1847 г. Шулявщина отошла в казну взамен на село Совки, а в самой роще вскоре началось строительство кадетского корпуса.
Первомайские гуляния перенесли в Царский сад, но там они не прижились, и еще до окончания строительства киевляне вновь возобновили традиционные весенние праздники в Шулявской роще, которая с открытием здесь в 1857 г. корпуса стала называться Кадетскою.
К инициативе горожан подключилось и киевское благотворительное дамское общество, которое перенесло сюда свои платные весенние гуляния с представлениями и музыкой. Тогда же на первомайских гуляниях в Кадетской роще утвердился и ранее чуждый им кастовый дух, свойственный гуляньям у Царского дворца. Обычно во время больших сборищ «приличная публика» гуляла там по Главной аллее, а все прочие — на боковых и подальше от дворца. Нечто подобное, хотя и в утрированном виде, можно было увидеть теперь и в Кадетской роще, перегороженной в первомайские дни грубым канатным барьером.
«Гулянье это,— писалось в «Киевском телеграфе» в 1861 г.,— делится на две половины: в первой, где нет музыки и военных песенников, платится за вход в пользу детских приютов 30 коп. серебром. Вторая, предназначенная для простонародья, куда может войти каждый, кто пожелает, не обременяет денежным взносом».
Автор этой статьи, известный летописец киевских нравов Альфред фон Юнк, безошибочно определяет суть кастовых поправок, внесенных в старый общегородской праздник. «Итак,— пишет он,— наше гуляние 1 мая нельзя назвать народным. Часть рощи, отгороженная веревкой, предназначена для гуляния лиц, имеющих возможность платить 30 коп. сер. , а другая — для посетителей безденежных.
В первой половине вы заметите роскошь нарядов, щегольски убрашгую палатку и буфет с продажей чая, апельсин, конфет и т. п. в пользу приютов, во второй — веселость, непринужденность, палатки с кислыми щами, сбитнем и т. п.
Здесь на каждом шагу можно встретить весьма интересные сцены. Тут группа пьющих чай, расположившаяся на зеленой мураве за самоваром и холодной закуской […] Там расхаживает мороженщик, торговка, прянишник […] Там толпятся возле палатки, разбитой от питейного откупа, с продажей горячительных напитков […] Здесь вы видите в теплых объятьях двух покутивших монахов, усовещающих друг друга более не пить, а там вдали под березой — семейство, для утешения которого играет шарманка и бродячая актриса поет пронзительным голосом «Вот на пути село большое».
С утра 1 мая на шоссе у Кадетской рощи можно было увидеть чуть ли не половину всего населения Киева. Горожане шли пешком, ехали в экипажах с самоварами, на телегах, нагруженных столами и стульями. Власти высылали к роще усиленные наряды полиции. День проходил шумно, но мирно. В город возвращались затемно, но многие оставались до утра у костров.
В целом весенний праздник, благодаря присутствию полиции, не выходил за рамки приличия. В нем было все необходимое для культурного досуга:
«На Кадетском шоссе и в роще,— писала газ. «Киевлянин» В 1880 г.,— была собрана вся пешая и конная полиция, и, благодаря, может быть, этому обстоятельству, гулянье обошлось без всяких происшествий. Для публики, любящей хороводную музыку, истинное наслаждение доставил превосходный хор саперной музыки. Главный выигрыш [лотереи] — подаренный государыней сервиз — достался какому-то мальчику, коза — офицеру, но истинный фурор произвел выигрыш каким-то гимназистом лошади с телегою. Гимназист немедленно с двумя своими товарищами уселся в телегу и при дружных криках и аплодисментах поехал домой».
Кадетскую рощу вырубили на дрова во время гражданской войны. Теперь она застроена кварталами многоэтажных домов.
Объект: парк
Год постройки: 1727
Современное использование: жилой микрорайон