Церковь Николы Иорданского была построена в 1884 году стараниями жителей, предпринимателей, а также известных меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева. Храм также духовно окормлял бесплатную хирургическую больницу Зайцева, которая находилась рядом (ул. Кирилловская, 59-61). Сейчас в зданиях бывшей лечебницы находится администрация «Фармака».
Нужно заметить, что Иорданский храм не был одним из новопостроенных церквей, которые возводились в связи с расширением города. На этом месте молились православные христиане еще до Крещения Руси. Над храмом на горе Юрковице находилось древнерусское городище Хоревица, а в сторону Кирилловской церкви в пойме реки Почайна – селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными захоронениями.
Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.), второй – монастырский период ( с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период ( с 1787 по 1935 гг.).
О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов. В 1832 году Кондратий Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Ильи пророка. По словам исследователя, «строение каменных фундаментов … доказывает самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в шесть, длиной до восьми вершков (т.е. 26,6 х 35,5 см), на цементе, который так связал дикие камни с кирпичами, что трудно ломом отделить». В «цементе» автор отмечает наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты фресковой росписи.
По мнению К. Лохвицкого, открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более сажени», «должна быть обширной», здание, «будучи в полгоры, заплыло землей глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять нельзя». Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует большого раскрытия и на то значительных издержек».
Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского, связывая с ней «сказание о чуде Святого Николая над половчином», относящееся к XI-XII вв. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г. подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.
В древнерусской истории известны два чудесных события, проишедших в нем: Чудо святого Николая о половчине и Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.
Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве рассказывает, как один благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его в родную страну, обещав ему привести оттуда, в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой — на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.
С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой, утерянный за многие тысячи километров, ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр – Иорданской Оболонью.
К. А. Лохвицкий оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году. «Сей ручей, — пишет исследователь, — начало берет из ключей железистых, которые приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».
И наконец, учитывая последние исследования историков, можно утверждать, что именно в этой местности находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда. В киевоведческой литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского монастыря. Однако, недавняя статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася Аскольдова могила?» в 5-м номере журнала «Київська старовина» за 2000 год позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения. Остановимся на основных выводах автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и есть местность вокруг Иорданской церкви.
История познания христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 г. россы под предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий, положив упование на помощь Пресвятой Девы, с молитвами обносил по стенам осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были отправлены епископ и священники для крещения князя и народа. Таким образом, Аскольд стал христианином.Это было так называемое первое крещение Руси.
Позже князь Олег, правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь Святителя Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца.
При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 г.Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушенен и как и другие храмы уже не поднялся из руин,потому что над ним на возвышенности была крепость защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская(Фрунзе) 43-47. Вторая такая же могила расположена на Старокиевской горе. за Отечество и веру Пусть Господь Бог упокоит души безвинных жертв отдавшие жизнь за Отечество и веру православную.
Второй период истории Иорданского храма – монастырский — начинается c 1616 г. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений. В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием – великая сила.
В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского.»В оном монастыре монахинь, келейниц, послушниц и служителей 217,-сообщает Василий Новгородцев в «Географическом описании города Киева»(1784).- Кельи игуменские,и для монашествующих , деревянные 108. Вокруг сего монастыря ограда с колокольнею , деревянные.» Иорданский монастырь по количеству монашествующих был самым многочисленным среди женских обителей Киева (Фроловский монастырь — 184 и Богословский монастырь — 126).
В 1712 г по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 г митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была в честь Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.
В 1787 г впоследствии секуляризации оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область). С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды.Престарелые монахини жили в келиях Иорданского монастыря до 1808 года.
В 1821 г Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 г.
В 1884 г был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).
С 1917 года со стороны советской власти начались гонения на Православную Церковь. 3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход канонической церкви ипередали строение церкви УАПЦ.
В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.
История сохранила для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер.
До нашего времени сохранился также Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой. Молитвами и совместными усилиями православных христиан местность была расчищена. С 2002 года верующие проводят на нем водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, была совершена первая Литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из праха уже третий раз.
Объект: женский православный монастырь
Год постройки: 1885 (1886)
Архитектурный стиль: историзм, эклектика
Расположение: улица Фрунзе, 51/1 в тупике Мыльного переулка
Современное использование: Иорданский источник сохранился, возле него построен временный действующий храм Святого Николая