Киевский ипподром имеет долгую и славную историю. Более века прошло с 1867 года, когда в Киеве официально был признан конный спорт, в лице «Киевского Общества испытаний лошадей».
Документальных сведений о создании этого общества практически не осталось, как оно основалось, кто из основателей больше всех потратил труда и энергии, — мы, по-видимому, уже не узнаем.
Историческая летопись столичного ипподрома начинается с августа 1867 года, когда было дано добро на деятельность «Киевского общества испытания лошадей«. Кстати, с того же времени были «легализированы» и сами рысистые бега в Киеве как таковые. На плане Киева 1880 года мы видим старый (возможно, первый) городской ипподром, который находился на Лукьяновке, приблизительно в том месте, где позже появилось танковое училище. Правда, объединение это просуществовало совсем недолго, и распалось, а ипподром оказался «ничейным» (таких случаев было несколько в его истории), но это не значит, что в городе пропал интерес к конным соревнованиям.
После распада этого «общества испытания лошадей«, бега в Киеве продолжались: то на льду Днепра, зимой, то на пришедшем в упадок ипподроме летом. Но это были не правильно организованные состязания, а любительские споры о том, чья лошадь резвее.
В 1885 году возникает новое общество – Киевское общество охотников конского бега, организатором которого был Аркадий Иванович Паншин, а его помощником – Евгений Иванович Кобец. Эта организация была построена уже на более серьезных принципах, в нее вошли уважаемые в городе люди. Президентом общества стал князь Николай Васильевич Репин – киевский губернский предводитель дворянства. По его инициативе был создан устав общества, избрано руководство, в которое вошли известнейшие меценаты и конезаводчики того времени: Бродский, Терещенко, Толли, Корчак-Новицкий, Паншин. Именно при их правлении были проведены первые в истории зимние и весенние бега, а также основано первое в России рысистое дерби стоимостью десять тысяч рублей.
С 1889 года на Киевском ипподроме начал функционировать такой неизменный, доживший до нас атрибут, как тотализатор. Забегая наперед, отметим, что тотализатор оказался и очень консервативным: даже в начале ХХІ века его работа регулировалась правилами, утвержденными при Сталине.
В 1899 году на Брест-Литовском проспекте был заложен Пушкинский парк. Рядом с парком находился ипподром — Скаковое поле.
Здесь в апреле 1910 осуществлял свои первые в Киеве воздушные полёты С. И. Уточкин (он же демонстрировал своё мастерство над полем Печерского Ипподрома), в мае того же года состоялся первый в России полёт авиаконструктора А. С. Кудашева на самолёте собственной конструкции и отечественного производства. На месте ипподрома Скаковое поле в 1927-1928 были построены помещения киностудии Художественных фильмов , ныне киностудия художественных фильмов им. А. П. Довженко . Здесь же совершал полёты на аэростате и прыжки с парашюта М. Д. Древницкий.
Вот как описывались отчеты о бегах и скачках в г. Киеве в официальном журнале Государственного Коннозаводства:
Четверг, 10 августа 1867 года.
Приз Общества для городских одиночек всех лет, вещь в 100 рублей и деньгами 100 рублей, из которых второй лошади 50 р., вес экипажа и наездника произвольный (экипаж должен быть четырехколесный, но беговые дрожки не допускаются). Бег 3 версты (3201 м).
Приз достался гн. жер. Петушку 2-му М. Н. Попова. Резвость Петушка — 6 мин. 59 сек.
Воскресенье, 13 августа.
Приз Общества для благородных ездоков, вещь в 150 р., второй лошади 50 р. Бег 3 версты, перебежка 2 версты (2134 м), экипаж и вес наездника произвольный, 5-й сбой па бегу и 4-й на перебежке проигрывает; если будет бежать одна лошадь — скорость 3 мин. на версту (1067 м), флаг 75 саженей (159,3 м). Приз достался М. Н. Попову на Очарователе — 6 мин. 5 сек., вторым был П. Я. Забелло на Лентяе — 6 мин. 7 сек.
Перебежку выиграл П. Я. Забелло на Лентяе — 4 мин.4 сек. М. Н. Попов на Очарователе был вторым — 4 мин. 4 1/2 сек.
Так выглядели испытания рысистых лошадей в Киеве в начале своей истории. В первом уставе была определена дистанция «шесть концов за один», т. е. 3 версты. Затем обязательна была перебежка на ту же или более короткую дистанцию (своего рода 2-й гит) для выявления истинного победителя.
При спорности результатов бега и перебежки, лошадей запускали на бег третий раз, а при «мертвом гите» — в четвертый. При этом выявлялась как резвость, так сила и выносливость лошадей. В случае отказа одного из соперников от перебежки, победитель (им считался оставшийся участник) совершал ее один, произвольной рысью, даже шагом.
Время бега контролировалось секундной стрелкой больших часов и фиксировалось только для первых лошадей. Состязались в беге обычно 2 лошади, а если на приз заявлялась третья, то ее ставили позади одной из соперниц. Исходной и основной дистанцией являлись 3 версты, лишь изредка проводили бег на 2, 4 и 4 4/5 (1521 м) версты. Перебежки во всех призах были обязательны, К состязаниям допускались лошади не моложе 4-х лет.
Постепенно деятельность «Общества испытаний лошадей» стала затухать, и в 1885 г. на смену ему возникает новое — «Киевское общество охотников конского бега».
После распада «Общества испытаний лошадей» в 1879 г., бега в Киеве продолжались: то на льду Днепра, зимой, то на пришедшем в упадок ипподроме, летом, но это были не правильно организованные состязания, а любительские споры о том, чья лошадь резвее.
Потребность в организации нового спортивного общества нарастала, и коннозаводчик Аркадий Иванович Паншин явился его организатором. Именно ему всецело обязано новое Общество своим возникновением и моментами блестящего успеха. Ближайшим сподвижником Паншина был Евгений Константинович Кобец. Дополняя друг друга, эти два человека несли на себе все тяготы забот, связанных с деятельностью Общества. Избранный Президент Общества — Князь Николай Васильевич Репнин — Киевский Губернский Предводитель Дворянства, по многочисленности своих занятий, был всегда только почетным главой Общества.
Вскоре был выработан устав, во многом схожий с уставами других обществ, и в качестве членов-учредителей под ним подписались: Князь Н. В. Репнин, коннозаводчик А. И. Паншин, Надворный Советник коннозаводчик А. Н. Чеховский, Е. К. Кобец и ряд других.
Первое общее собрание состоялось 24 апреля 1885 года, а первый день бегового сезона — 25 августа.
Приз Открытия для дошадей всех лет, нигде на призы не бежавших. Первой лошади от Общества — 500 руб., второй — подписные деньги. Бег 4 версты, перебежка 2 версты. Флаг — 9 сек. Подписка для членов Общества — по 25 руб., а для посторонних охотников (любителей) — по 50 руб. от лошади. Прочие правила— по уставу Общества.
С. И. Гирнева сер. жер. Угодный завода кн. 3. Г. Кугушева от Убора и Вероники рожд. 1873 г., без сбоя, 7 мин. 31 сек., получил
1 и II призы и подписные деньги, всего 540 руб.
15 октября 1889 г. было избрано правление Общества в составе: Вице-Президента А. И. Паншина, старших членов Е. К. Кобца, А. Н. Терещенко, Л. И. Бродского, В. И. Толли, Г. Т. Корчака— Новицкого и Д. Д. Готовцова (он же казначей). Это правление, пока его не расстроили недоброжелатели Общества и смерть Е. К. Кобца, успело сделать многое: устроило первые в Киеве зимние и весенние бега и учредило первое в России рысистое Дерби стоимостью 10000 руб. Кроме того, дало на призы 1891 года около 30000 руб., гарантировав эти деньги собственным карманом.
Дерби в России было впервые разыграно для скаковых лошадей в 1886 г. в Москве и называлось «Всероссийское Дерби». Дистанция приза — 2 версты 133 сажени. История аналогичного приза для рысистых лошадей, ставшего предшественником Большого Всесоюзного 4-х летнего приза, начинается с 1892 года, когда в Москве, по примеру скакового спорта, стал разыгрываться Всероссийский 3-х летний приз на дистанцию 2 версты, с правом ехать 2 гита.
25 августа 1891 г. разыгрывался приз Общества «Киевское рысистое Дерби» в 10000 руб. для жеребцов и кобыл 3-х лет. Диет. 2 версты, без перебежек. В случае прихода лошадей в одни и те же секунды, назначалась перебежка на 1 версту. Флага нет, 5-й сбой проигрывает, 16 скачков — проскачка. Подписка была открыта до 1.01.1891 г., по 75 руб. от каждой лошади и, кроме того, накануне, при записке на бега, по 100 руб. с лошади. Победителю приза назначалось 7000 руб., в т. ч. владельцу и заводчику лошади — 2 золотые медали по 100 руб.; второй лошади (второму призеру) — 2000 руб., третьему — 1000 руб.
Победителем первого Дерби вышел вор. жер. Кряж 2-й, род. в заводе Его Императорского Высочества Герцога Г. М. Лейхтенбергского от Кряжа и Дубравы. Наездник победителя — Е. Московский. Резвость — 3 мин. 39 сек. Кроме вышеуказанных призов, разыгрывался приз Общества ( продажный ), дист. 3 версты, без перебежки; 1-й. лошади 350 руб., 2-й — 150 руб. Лошадь .выигравшая этот приз, продается с аукциона по оценочной цене. Например, лошадь, оцененная в 1500 руб. бежит 3 версты, оцененная в 1300 руб. — бежит на 20 саженей (43 м) меньше, в 1200 руб. — на 25 саженей меньше и т. д. Дистанцию в 3 версты бежит лошадь, оцененная в наибольшую сумму, расчет дистанции для остальных лошадей производится по ней. Если желающие торговаться не являлись, то лошадей оставляли за владельцем, излишек от продажи поступал в пользу Общества.
За 11 лет существования Общества, с 1885 по 1895 г., 73 владельца на 254 лошадях выиграли 89 тыс.. руб., а 20 владельцев с 32 лошадьми остались без поощрения. За это время Киевское Общество Охотников Конского Бега на поощрение призеров выдало 95 тыс. 768 руб. 50 коп., не считая серебряных вещей.
Лучшими лошадьми в этот период были дети буланого жер. Бережливого, которые за 11 лет выиграли более 10 тыс.. руб., а на ипподромах России в одном 1894 году — 13 тыс. 428 руб.
СКАЧКИ В КИЕВЕ
Нужда в большом скаковом ипподроме до такой степени назрела в Юго-Западном крае, что известие об учреждении скакового общества в Киеве в 1889 году было встречено повсюду с восторгом. И действительно, как публика, так и охотники, доказали свое расположение к вновь возникшему, обществу, сделав блестящим его первый митинг.
Трибуны, на Киевском ипподроме в дни скачек первого сезона были переполнены самой изысканной и фешенебельной публикой, а вокруг трибуны открытые места представляли сплошное море волнующихся шляп, шляпок и зонтиков. Лучшие бойцы русских столичных ипподромов пришли в Киев. Эти симпатии не охладели и в последующие.годы, и причиной тому было истинно рыцарское отношение со стороны Общества ко всем, имеющим с ним дело.
14 июня 1889 года Главным Управлением был учрежден устав Общества. Президентом учрежденного Общества в Киеве был избран единогласно барон Георгий Георгиевич Врангель, Вице-Президентом — Иосиф Альфредович Потоцкий. Киевское скаковое общество, с разрешения Главного Управления Государственного Коннозаводства,»открыто в Киеве в 1890 году. Одновременно со скаковыми испытаниями, в сентябре, провели выставку и аукционную продажу лошадей, преимущественно верхового и шорного сорта. Лошади тяжеловозного и рабочего сорта на выставку не принимались. Выставка была устроена на верхней площадке, у памятника Св. князю Владимиру, в нарочно для того устроенном деревянном здании на 48 лошадей с 4 кв. м помещениями для конюшенной прислуги. Печатались программы выставки и рассылались во все частные заводы и случные конюшни Юго-Западного края и господам членам Общества.
Лошади продавались по оценочной цене по каталогу. Выставки верховых и крестьянских лошадей, а иногда тяжеловозные испытания, проходили с 1877 г. в местечке Ярмолинцах в уголке Подольской губернии. Ярмолинецкое общество так симпатично, его задачи и цели так просты и бесхистростны, польза, приносимая им так очевидна, что им нельзя не пожелать от души успехов и процветания.
Впервые после Великой Отечественной войны, в 1947 году, на Киевском ипподроме были проведены испытания лошадей верховых пород колхозов Кировоградской области, Госплемрассадника и Государственной заводской конюшни.
Верховой молодняк, принадлежащий колхозам, поступивший на ипподром в мае 1947 года, был совершенно не подготовлен к испытаниям, но в течение 2-х месяцев, под руководством квалифицированного тренера Лакса М. Г., был отлично подготовлен к выступлениям.
Последний скаковой сезон на старом ипподроме прошел в 1953 году. В соответствии с производственной программой, в конце мая поступило 60 голов верховых лошадей, выращенных в колхозах зоны деятельности Кировоградского ГПР. Всего за сезон было проведено 23 скаковых дня. Верховая продукция хозяйств других областей в истекшем сезоне на Киевском ишгодроме не была представлена ввиду ее разнородности и ограниченного количества коне-мест.
Из испытанных лошадей в 1953 году лучшими были дети Везерленда (Вассервольд — Лялянд). Кобыла Волна, рыж. 1950 г. р. (Везерленд — Ласкава) стала победительницей основных призов сезона.
Другая дочь Везерленда гн. Висла — победительницей 2-х летнего приза для кобыл и Большого осеннего.
Классным оказался приплод от Крокуса (Кишк — Корона II). Элитная кобыла Колумбия — победительница приза УССР, рыжая Комета — приза Закрытия.
Сын Сигнала (Гранит II — Сигма) гнедой Сатурн вышел победителем приза им. Калинина. Приплод Сигнала в сезоне занял 1-е место по средней резвости и проценту 1-х мест.
В сезоне 1953 года большинство рекордов прошлых лет остались не улучшены из-за недостаточной подготовки молодняка.
После длительного перерыва, скаковой сезон проходил еще в 1970 г. Больше скачек в Киеве не было. В 1970 г. скаковой сезон в Киеве проходил с 17 мая по 6 сентября. Поступило 95 голов верховых лошадей: Александрийского к-з — 25 голов, Деркульского к-з — 29, Ягольницкого — 35, совхоза «Большевик» Крымской обл. — 6 голов.
Выдающихся скакунов и рекордистов не было выявлено, т. к. состояние скаковой дорожки не позволило проявить высокую работоспособность.
Начиная с 1925 года и по настоящее время, все главные традиционные призы для чистокровных верховых лошадей разыгрываются на Московском ипподроме (исключая годы эвакуации ипподрома в период Великой Отечественной войны и несколько лет периодического переустройства скаковой дорожки, когда скачки переносили в Одессу, Львов, Ростов-на-Дону, Пятигорск).
Старейшими традиционными призами являются приз им. Калинина для лошадей 2-х лет, Большой Всесоюзный 3-х летний приз, приз СССР для лошадей 4-х лет. За победы в этих трех призах лошадь удостаивается звания «трижды венчаной».
В дореволюционный период деятельность ипподрома не была связана с задачами улучшения хозяйственно-полезных качеств крестьянских лошадей, а имела, в основном, коммерческо-спортивное направление.
В 1913 году, в Киеве, недалеко от строящегося ипподрома, проходил II Всероссийский съезд коннозаводчиков, приуроченный к открытию Всероссийской конной выставки, который стал важнейшим событием в истории отечественного коннозаводства. Почетным председателем съезда был избран князь А.Г.Щербатов, назначенный к тому времени главноуправляющим государственным коннозаводством.
Из выступления А.Г.Щербатова : «Мы переживаем теперь острый переходный момент в дорогом для нас коннозаводском деле. Не является секретом пи для кого из Вас, до какого упадка дошло оно. Даже для производства простых крестьянских лошадей, мы должны выписывать производителей из Бельгии, Франции и других стран. Такие плачевные результаты являются последствием небрежения к коннозаводскому делу в течение многих лет: Правительство ассигновало чрезвычайно малые суммы, и со стороны земства и других общественных организаций обращалось слишком мало внимания на коневодство. Но теперь Правительство, Законодательные учреждения и Земства пришли к убеждению в необходимости заняться серьезно этим делом. На будущий год бюджет Государственного Коннозаводства будет увеличен. Таким образом, можно думать, что мы находимся накануне лучших дней и через несколько лет положение коннозаводского дела будет несколько иное и нам не придется краснеть перед Европой. В 1867 году была Всемирная выставка в Париже и Россия превзошла все страны во всех отраслях животноводства и коневодства, русский рысак побил мировой рекорд, поразили всех не только наши верховые, но даже и рабочие лошади. Но затем все пошло на убыль, и только с 1910 года, т.е. начиная с Московского Съезда, начинается новая эра».
В 1915–1916 годах архитектором Валерианом Рыковым и скульптором Федором Балавенским было построено новое здание ипподрома, взамен деревянного. Похожее на дворец сооружение с крытыми трибунами, рестораном, залами закрепило за Печерским ипподромом славу одного из лучших мест развлечений в Киеве.
Печерск – один из самых пестрых районов Киева: здесь и дворцы, и крепость, и древние церкви, и современные высотки. Среди этого всего – здание старого ипподрома, практически возле нынешней районной администрации. Хотя оно и было достроено в угоду чиновникам, но все же сохранился его роскошный фасад, достойный дворцов. Когда-то здесь была эспланада старой Печерской крепости, а сто лет назад – ипподром, превратившийся затем в летное поле, где проходили первые авиашоу. Теперь тут «кабминовские» дома и водохранилище времен «холодной войны«.
Здание бывшего ипподрома находилось на Печерске, на улице Суворова, 9. Построенный в стиле барокко полукруглый портал с обильной лепкой и строгими колоннами — идеальный вариант для центрального входа в любой классический дворец. Проемы полукруглых окон занимают сандрики, оформленные картушами со сквозными овалами, которые поддерживают юные купидоны. На боковых фронтонах — изображения взлетающих орлов. Две восьмигранные башни со шпилями, удивительная скульптурная группа: юноши в форме римских легионеров, приложившие к губам фанфары, и девушки, которые держат в руках лавровые венки, чтобы вручить их победителям.
Долгое время улица Суворова была застроена лишь с одной стороны, четной. А с нечетной располагался только Печерский ипподром да здание автодорожного института на площади Славы (тогда — здание Печерского лицея). Причина этому – эспланада цитадели Печерской крепости, граница которой проходила как раз по улице Суворова. Да и сама улица раньше называлась Эспланадной.
Большая открытая площадка эспланады находилась недалеко от престижных Липок, и со временем ее приспособили под ипподром: популярность конного спорта в 19 веке не обошла стороной и Киев. Да и стоявшие рядом жандармские полки использовали эспланаду. Конные общества в Киеве возникали несколько раз, но быстро распадались.
Печерский ипподром в начале прошлого века можно было назвать главным шоу-парком города. Здесь было суждено возникнуть даже летному полю. Только в 1903 году братья Райт подняли в небо первый в мире самолет, а уже в 1910 году авиамания достигла и Киева. Одним из первых пилотов в Российской империи стал Сергей Уточкин. Гонщик, боксер, фехтовальщик, пловец, в 1910–1911 годах Уточкин совершает в различных городах публичные полеты, собиравшие сотни тысяч зрителей. С его выступлений началось приобщение к авиации Сергея Королева, Павла Сухого, Сергея Ильюшина, Николая Поликарпова. Мода на авиацию проникла и в армию: вскоре возле арсенала наладили сборку военных самолетов из поставлявшихся из Франции деталей. Так ипподром стал служить еще и заводским аэродромом.
Прервала его работу гражданская война, однако уже в начале 1920-х, в годы НЭПа, ипподром вновь ожил. Пустующие до этого помещения арендовали вчерашние борцы с белогвардейцами Врангеля в Крыму – Владимир Ольдерогге и Иван Паука. Тогдашний командующий киевским военным округом Михаил Фрунзе дал полную свободу действий недавним соратникам, которые вскоре стали одними из крупнейших киевских нэпманов. Размах приемов у тогдашних большевистских лидеров сравнивался по пышности с губернаторскими приемами царских времен.
Лучшая резвость на Киевском ипподроме в этот период была показана в 1914 году одним из класснейших жеребцов того времени Чебуреком (Чародей — Буря) под управлением наездника И. Хмелевского 2.15,5 на 1600 м и 4.46,4 на 3200 м.
Кирпичная трибуна Киевского ипподрома была построена в 1915 году. До этого времени ипподром располагал небольшой деревянной трибуной. В 1939 году трибуна вновь была восстановлена и сохранилась до 1958 г.
После перерыва в военное время, в 1945 году Киевский ипподром возобновил производственную деятельность. Испытания проводились с 9 сентября по 8 ноября.
Удовлетворительное состояние восстановленных призовой и рабочей дорожек, несмотря на неблагоприятную погоду, способство-
вали проявлению неплохих резвостных показателей. Было установлено 5 местных рекордов, в их числе 3 рекорда отдельно на время, установленные серым жер. Васильком р. 1938 г. (Алойша — Венгерка) Лавровского к-з под управлением наездника М. Д. Стасенко:
1600 м — 2.12,7
2400 м — 3.26
3200 м — 4.44.7
Тем самым жер. Василек побил рекорд Чебурека, продержавшийся 31 год. В дальнейшем Василек показал резвость 2.08,2.
В 1946 году, благодаря проведенным работам по восстановлению трибуны ипподрома, ремонту каменной стандартной конюшни и переоборудованию ее на 56 стойловых и 15 денниковых коне-мест, а также укомплектованию тренотделений квалифицированными рабочими кадрами, сезон испытаний начался 26 мая, и до конца года было проведено 30 беговых дней.
В 1947 году ипподром вступил в круглогодичный сезон испытаний. В этом сезоне было установлено 9 рекордов ипподрома, несмотря на то, что молодняк рождения 1944 и 1945 годов поступил недоразвитым, недостаточно подготовленным, неудовлетворительной упитанности, что сказалось на длительности его подготовки к выступлениям.
На протяжении всей своей деятельности Киевский ипподром уделяет много внимания воспитанию лошадей племенных ферм колхозов и совхозов, что играет большую роль в улучшении массового коневодства.
В 1950 г. гн. коб. Алая Роза р. 1946 г. (Надир — Майская Роза) колхоза им. Ленина Синельниковского р-на Днепропетровской обл. в руках мастера-наездника Г. Я. Ажажи выиграла в Москве Колхозный приз для 4-х летних лошадей в резвость 2.13, установила 9 местных и 2 Всесоюзных рекорда для колхозных лошадей на 2400 м — 3.23,1, на 3200 м — 4,34,7.
В 1951 г. жер. Фриз (Хозяин — Фурия) в руках В. Татаринова установил новый рекорд ипподрома — 2.12,6, побив рекорд Василька.
Первой лошадью, перешагнувшей рубеж резвости 2.10 на Киевском ипподроме, был гастролер с Московского ипподрома жер. Гонный (Гонец — Лава) Александровского к-з в руках мастера-наездника Н. А. Калалы. Резвость Тонного 2.09,7. При 1этом побит рекорд Были (Баркас — Славная) 2.11,4, установленный в 1953 г. Рекорд гастролера долго не продержался и был улучшен классной дубровской кобылой Перепелкой (Пласт—Пройдоха) р. 1950 г. под управлением великолепного м.-н. Г. Я. Ажажи до 2.07. Это был абсолютный рекорд Киевского ипподрома в 1951 г. Вороная кобыла Перепелка за свою беговую карьеру, из 46 стартов имела 32 победы, 11 вторых и 2 третьих платных места, выиграла 9 традиционных призов и установила 27 рекордов ипподрома и лишь однажды осталась без места.
В 1953 году на Киевском ипподроме было установлено рекордное число местных рекордов — 61, из них 15 установила Перепелка и 8 — коб. Верность. Превосходную резвость для орловских кобыл 3-х лет показала гн. коб. Приданница (Пилот — Румба), р. 1952 г. — 2.12,3. Приданница стала матерью феноменального ипподромного бойца и производителя Пиона 2.00,1 Р. За беговую карьеру Приданница выиграла 6 традиционных призов, установила 8 рекордов ипподрома. Из 28 выступлений имела 14 первых, 10 вторых, 1 третье и 1 четвертое место. Наездником и тренером Приданницы также был Г. Я. Ажажа.
В 1953 г. в руках опытного мастера-наездник В. М. Бабутина питомица Локотского к-з вор. коб. Верность (Взрыв—Пыль), установила 2 Всесоюзных рекорда 3-х лет на диет. 2400 м — 3.20,3. Любопытно, что эти рекорды были улучшены также питомицей Локотского к-з гн. коб. Грезой (Реприз — Гипюровая) спустя 29 лет на Московском ипподроме — 3.13,7 (4 Всесоюзных рекорда).
В 1955 году на Киевском ипподроме успешно выступал знаменитый орловский жеребец ОТКЛИК ( Отбой — Конвенция ) — Всесоюзный рекордист и Победитель всевозможных призов. 7 августа 1955 года Отклик встретился с Гитом (Грабовый Листок-Трасса), Локотского завода, наездник Г.М.Колесник. Первый гит, Отклик водил очень уверенно, но в острой борьбе у столба Гит сделал бросок, неожиданный для М.Б.Синяева, ехавшего самоуверенно впереди. Не ожидавший резкого посыла Отклик, сделал перехват и проиграл заезд в 2.11. Это было полной неожиданностью, однако второй гит Отклик уверенно выиграл с новым рекордом ипподрома в 2.10,4, опередив Гита, подошедшего с резвостью 2.10,7.
В 1958 г. коб. Приданница была удостоена звания чемпионки породы среди кобыл (на Республиканской выставке достижений народного хозяйства в г. Киеве), а в 1963 г. на ВДНХ СССР в Москве получила аттестат I степени.
В мае 1960 г., после розыгрыша весенних призов, Киевский ипподром временно прекратил свою работу. В этом же году было начато строительство нового Центрального ипподрома Украины.
Объект: ипподром
Год постройки: 1915
Архитектурный стиль: необарокко
Расположение: на Печерске, на улице Суворова, 9
Современное использование: здание украинской академии аграрных наук