Многим киевлянам и знатокам Киева хорошо известна небольшая Ильинская церковь с колокольней на Подоле. А вот с информацией о привокзальной церки было непросто – таковой было катастрофически мало.
В подготовке этого материала огромную помощь, как и в некоторых других случаях, оказал киевовед М.Кальницкий. Три года назад он написал статью о том, что вряд ли стоит восстанавливать Ильинскую церковь, а на ее пустующем месте было бы не плохо построить собор Всех Святых.
Итак, о самом храме.
До 1908 г. в районе Киевского ж-д вокзала не было ни одного храма (ближайшими были церковь Иоанна Златоуста (Железная) на Галицкой площади и Покровская (Соломенская) (в те годы как раз велось ее расширение, завершенное только в 1916 г.)). Хотя, выходившие на привокзальную площадь пассажиры видели купола Владимирского, Покровского соборов, Софии Киевской. И власти, как городские, так и церковные, решили это недоразумение исправить.
В 1908 г. Киево-Михайловский Златоверхий монастырь праздновал 800-летие и на участке, принадлежавшем обители, заложили храм, который стал монастырским подворьем. Первоначально церковь должна была называться Преображенской (в честь Преображения Господнего), но закладка происходила как раз в день Ильи Пророка (20 июля (2 августа)) и «новорожденный» получил имя святого.
Проект храма подготовил епархиальный архитектор Е.Ермаков. Основным стилем был выбран псевдорусский, так популярный в то время в Киеве. Оба вышеупомянутых ближайших к вокзалу храма также были сооружены в псевдорусском стиле. По проекту, крест над центральным куполом должен был вознестись на 40-метровую высоту. Вполне вероятно, что окончательная высота постройки соответствовала проекту. В 1904 г. Ермаков разработал проект собора в честь Св. Пантелеймона в Феофаниевском ските под Киевом, так же принадлежавшем Михайловскому монастырю.
В Ильинской церкви, в отличие от Пантелеймоновского собора, архитектор более ярко выделил акцент, популярный в модерновой архитектуре рубежа веков – круглые окна, разделенные коринфскими колоннами со скошенными завершениями и вписанные в килеподобные арки, которыми завершались северный и южный фасады. Под круглыми окнами размещались три узких окна с прорезями, напоминавшие мавританскую архитектуру. От исторических российских мотивов зданию достались луковичные купола и кокошники в нижней части барабанов куполов, шатров и в декоре второго яруса колокольни. Фасад был украшен мелким лепным и кирпичным орнаментом (лепными и аркатурными фризами).
Здание завершалось пятью куполами над основным объёмом храма, одним над алтарной частью и по одному над шатрами колокольни и пристройки с крыльцом. Судя по фотографиям, они не были позолочены.
На красную линию улицы Безаковской (ныне Коминтерна) выходило только крыльцо с шатровым завершением и маковкой, сам храм находился чуть в глубине за забором. Алтарная часть церкви также немного не доходила до красной линии ул. Жилянской.
Храм был выстроен к 1914 году, но не был освящен до 1918 года. Церковь позиционировалась как храм-церковь героев-участников Первой мировой войны (погибших и живых). Во времена УНР здесь, как и в числе 4 других храмов в Киеве, начали служить представители УАПЦ. Храм не тронули даже в 1925 году, когда в прессе высказывались по поводу того, что памятник Ленину, открытый на Привокзальной площади, резко контрастирует с ним.
Ильинскую церковь разрушили в 1935 году «в связи с расширением территории ТЭЦ ЮЗЖД«. На самом деле, храм таки уничтожили в связи с расширением будущей Объединенной ТЭЦ г.Киева и окончанием работ по сооружению нового ЖД вокзала «Киев-Пассажирский«.
Долгие годы сохранялась ограда усадьбы и дом причта. В 1986 году, согласно Василию Галайбе, дом причта был разобран. Прошло еще несколько лет, и в бывшей усадьбе (Коминтерна, 25) энергетики таки выстроили админкорпус.
Сегодня на месте храма расположена небольшая автостоянка. Из старой застройки от вокзала по бывшей ул. Безаковской и до ул. Жилянской сохранилось только двухэтажное здание (№29) возле привокзального базара.
Восстановленный храм, безусловно, украсил бы довольно безликую территорию у главного въезда в столицу, но вместе с тем, в сотый раз подчеркнул бы отсутствие единой стилевой системы в городе.
Объект: православная церковь
Год постройки: 1914
Архитектурный стиль: модерн, псевдорусский стиль
Расположение: на пересечении улиц Жилянской и Коминтерна, недалеко от центрального железнодорожного вокзала
Современное использование: снесен в 1935 году