На улице Банковой сохранилось немало интересных домов старой постройки. Особенно привлекает дом № 10, в прошлом собственный дом архитектора Владислава Городецкого, сооруженный в 1901-1902 годах. Необычайный сложный рельеф земельного участка привел архитектор к смелому решению с использованием прогрессивного на то время строительного материала – железобетона. Фасад дома несет определенные признаки стиля модерн, который тогда входил в моду и украшен изображениями экзотичных животных и охотничьих мотивов, выполненных по эскиз Владислава Городецкого скульптором Е.Саля.
19 ноября 2004 года в отстроенном и отреставрированном доме с химерами было празднично открыто в присутствии Президента Украины музей современного искусства Украины.
Есть в Киеве дом, который знают все, даже не киевляне — «Дом с химерами» или «Дом с русалками”. Это особняк Владислава Городецкого, очень известного киевского архитектора начала века. Большинство сооруженных им домов не сохранилось. Немногие оставшиеся здания -украшение нашего города. Они отражают модный в начале века “исторический” стиль или, как его презрительно именовали в советские времена, ”эклектика”, то есть подражание. И пусть Музей украинского искусства (“Дом со львами”, как его называют киевляне) — подражание Древней Греции; Николаевский костел на бывшей Красноармейской — тоже подражание, на сей раз готике, а караимская кенесса на Ярославовом Валу – подражание чему-то восточному. Ведь Городецкий, со знанием дела используя исторические стили, как бы давал киевлянам на конкретных примерах урок истории архитектуры. А вот в доме №10 на Банковой архитектор создает уникальный образец стиля модерн. Используя неповторимый киевский ландшафт, он выбирает очень неудобный для строительства участок на крутом обрыве. И здание вырастает, как замок на утесе. Источником вдохновения для Городецкого служит флора и фауна: свойственная растениям извилистость линий, случайный характер их переплетений, фантастичность и причудливость форм, которые используются в модерне с огромной творческой свободой.
И фасад здания поражает скульптурными группами и украшениями, предающими ему необычный, запоминающийся силуэт. Не зря украинский архитектор В. Ясиевич сравнивает его со знаменитым “Каса Мила” в Барселоне, сооруженным Ангонио Гауди. С творениями Гауди сравнивает Дом Городецкого и наш соотечественник Виктор Некрасов: “Стремление и умение из камня и цемента вить веревки, лианы, сети, уничтожать камень как таковой, превращать его в цветы, растения, животных, создавать архитектуру, уничтожая, ее устоявшиеся принципы, вот что сближает этих двух архитекторов — русского и испанского. “Дом Городецкого” — это, конечно, не просто дом, это сказка, приключенческий рассказ, детская иллюстрированная книжка… Там вырастают из стен слоны, носороги, антилопы и громадные жабы на крыше, и наяды верхом на усатых дельфинах и в канелюрах колонн извиваются маленькие ящерицы и змеи, а на решетке дома дикий барс (или что-то ему сродни) сражается с могучим орлом….”
Конечно, это фантазийное сооружение быстро обросло легендами. Они, оказались долговечными, О Доме говорят, что это память о прекрасной возлюбленной архитектора, или что это — память об утонувшей дочери его. Последняя легенда особенно популярна, ее подпитывают и остатки усадьбы с прудом и сохранившимся полуразрушенным фонтаном, и внутренний интерьер вестибюля, изображавший морское дно, и девы верхом на дельфинах, которые воспринимались как русалки.
Легенды бывают и уничижительные. Так возникла в советское время байка о том, что весь фантастически живописный облик здания – лишь реклама цемента и нового строительного материала железобетона. Как -будто не из этого же материала были созданы скульптурные украшения и Костела, и Музея, ажурная резьба арабесок караимской кенасы выполнена тоже в бетоне, а не в камне.
Кстати, скульптурное оформление всех этих зданий было создано по эскизам самого Городецкого киевским скульптором итальянского происхождения Элио Сала, а крупнейший в Киеве подрядчик Лейба Беркович Гинзбург осуществлял строительство всех самых значительных архитектурных сооружений города, в том числе и Дома Городецкого.
Как бы то ни было, этот дом — самая замечательная легенда Киева.
Объект: жилой прибыльный дом
Год постройки: 1901-02
Архитектурный стиль: модерн
Расположение: на улице Банковой, 10
Современное использование: резиденция Президента Украины для официальных и дипломатических церемоний