Сергей Федорович Грушевский принадлежал к числу тех педагогов, которые последовательно прошли все ступеньки школьного учительства и стали видными деятелями на ниве народного просвещения, посвятив ему всю свою жизнь.
Он родился 7 октября 1830 г. в Чигирине, в семье дьякона Федора Васильевича Грушевского и его жены Марии Ботвиновской, дочери священнослужителя. Детство провел в с. Лесники Киевского уезда, куда перебрался отец, став священником Преображенской церкви. Рассчитывать Сергей мог лишь на собственные силы, и получить невиданное для его окружения образование ему удалось только благодаря личным способностям и энергии.
Окончив в Киеве духовное училище, а в 1859 г. и духовную академию со званием магистра, Грушевский получил назначение профессором Полтавской духовной семинарии. Пробыл в ней около года и перешел в Киевскую семинарию, где преподавал литургику и Святое Писание, одновременно учительствуя в начальных школах. Осенью 1865 г. Сергей Федорович принял предложенное ему место учителя русского языка и словесности в русско-греко-униатской гимназии в г. Холме (теперь Польша).
Здесь у Сергея Федоровича и Глафиры Захаровны Грушевских 17 сентября 1866 г. родился сын Михаил — будущий первый Президент Украины. Его крестной матерью была жена начальника Холмской учебной дирекции, профессора Киевской духовной академии Феофана Гавриловича Лебединцева — Юлия Александровна.
Вскоре, в декабре 1868 г., Грушевские- заканчивают свое пребывание в Холме, и с августа 1869-го Сергеи Федорович уже работает на юге, куда ему порекомендовали переехать врачи,— преподает в Кутаисской гимназии. Потом восемь лет прослужил в Ставрополе, с августа 1878 г. — во Владикавказе. Инспектор народных училищ Ставропольского края, директор народных училищ Терской области и чин действительного статского советника — вот его послужной список. А еще в активе — образцовый учебник церковно-славянского языка для школ, получивший распространение почти по всей империи. Его издание ощутимо улучшило материальное состояние семьи.
Находясь далеко от родного края, Грушевские поддерживали и сохраняли любовь ко всему украинскому. Раз в три года Сергей Федорович получал более длительный отпуск но службе, и семья проводила его неизменно на Киевщиие, откуда родом была и Глафира Захаровна. Как писал позже Михаил Сергеевич, у него под влиянием отца и этих редких поездок пробудилось и окрепло украинское национальное чувство. В тифлисской гимназии Михаил прочитал все, что мог достать по истории, этнографии и литературе Украины, начал вести на родном языке дневник.
В 1884 году 18-летний гимназист отыскал адрес И. С. Нечуя-Левицкого и послал ему свои первые литературные произведения. Получив похвальный отзыв писателя, Михаил Грушевский на следующий год опубликовал украинские рассказы «Бехаль-Джура» и «Бідна дівчина». Потом была учеба в Киевском университете св. Владимира, защита диссертации и с 1894 года — профессорская кафедра во Львове.
Сергей Федорович все это время продолжал службу во Владикавказе, где и умер 27 января 1901 года. В духовном завещании он поручил своим наследникам учредить на оставленное состояние начальное народное училище во Владикавказе или Киеве. Для этого им следовало использовать половину капитала в процентных бумагах, когда он возрастет до 200 тыс. рублей.
По расчетам, такой момент должен был наступить в 1905 году, но Грушевские заранее решили, что училище будет в Киеве. Не дожидаясь срока, Михаил Сергеевич в октябре 1903-го сообщил городскому голове В. Н. Проценко о завещанных отцом ста тысячах и просил подыскать подходящий участок.
Предложения по таким вопросам вносила училищная комиссия городской думы. Она пришла к заключению, что лучшим местом будет Приорка, совершенно не имеющая начальных учебных заведений, а точнее — район урочища Замковщина. Потом последовали уже конкретные варианты. Домовладелица Оттопил Рустецкая предложила приобрести ее усадьбу по Старозабарской, № 87 площадью около двух тысяч квадратных саженей и попросила за нее 7 тысяч рублей. Комиссия осмотрела усадьбу купца Лесина по Мостицкой улице: здесь имелось новое капитальное здание, построенное для гвоздильного завода, за которое владелец хотел 16 тысяч. После детального изучения всех условий эти и несколько других предложений были отклонены.
Поиски места для будущего училища, согласования в Киевском учебном округе и министерстве (город самостоятельно не мог принять пожертвование) затянулись на несколько лет. Завершив обсуждения, дума постановила выделить участок на Петропавловской площади и сообщила об этом Грушевскому во Львов. Дело в том, что с 1906 года его жена Мария Сильвестровна и дочь Екатерина поселились в Киеве, а главе семьи жить здесь постоянно было правительством запрещено, он приезжал только в праздники и отпуск.
19 мая 1908 г. на заседании думы был оглашен ответ Михаила Сергеевича. Оп писал:
«Во исполнение воли покойного отца моего С. Ф. Грушевского я в качестве душеприказчика его должен (…) открыть в городе Владикавказе или Киеве начальное городское училище имени покойного по программе Министерства Народного Просвещения на капитал 100000 в %% бумагах.
Училище это, по мысли покойного, должно быть учреждено в такой части города, где проживает коренное малоимущее население, и должно удовлетворять нуждам этого населения в просвещении. Я считаю себя обязанным не только формально участвовать в организации этого дела, но по мере своих сил способствовать правильному его функционированию и дальнейшему развитию для блага населения.
Я усматриваю, что в Киеве могут быть созданы подходящие условия для осуществления воли моего отца.
Предместье города Куреневка, где предполагается открытие школы, населено главным образом коренными жителями Края, и при том малосостоятельными, нуждающимися в проектируемом училище; место, отводимое городом для постройки училища в 800 кв. саж. на Петропавловской площади, выбрано удачно и достаточно по своим размерам для нужд училища. Город кроме средств моего отца (50 т. % бумагами) обязуется затратить на устройство здания для училища и свой имеющийся у него капитал в сумме 23 т. руб. и поэтому создание хорошего здания и его оборудование можно считать вполне обеспеченным.
Ввиду изложенного я нахожу возможным принять предложение, сообщенное мне Киевской городской управой, и обратить имеющийся в моем распоряжении капитал на открытие в Киеве училища имени моего отца, с тем, что во 1) город примет к исполнению вышеуказанные положения, во 2) примет обязательство приступить к постройке училища в текущем 1908 году, но плану, выработанному городской управой, что же касается фасада и орнаментовки, то таковые должны быть исполнены по проекту, разработанному за мой счет архитектором Кричевским (…).
В заключение имею честь просить Киевское городское управление в случае принятия городом моего предложения довести об этом до сведения господина попечителя Киевского учебного округа, по которому угодно было в личном обращении ко мне выказать живейший интерес к скорейшему созданию училища имени моего покойного отца».
Михаил Грушевский дозволял строительной комиссии думы на свое усмотрение составить план здания будущего училища, по был категоричен в том, что фасад и отделка должны быть выполнены по проекту Василия Кричевского — одного из основоположников украинского архитектурного стиля. Думе пришлось согласиться, как было записано в постановлении, с «малороссийским вкусом».
Это направление в архитектуре формировалось в начале XX столетия в процессе общего возрождения украинской культуры. Оно складывалось па основе развития народных художественных традиций, а также использования достижений строительной мысли и применения новых материалов и конструкций. Его ярчайшим примером стало здание Полтавского губернского земства, только что построенное Кричевским. В 1907 г. он приезжает в Киев и создает проекты первых в городе построек, соединивших в себе модерн и народную архитектуру.
Одна из них — семиэтажный дом Грушевских на углу улиц Никольско-Ботанической и Паньковской, № 14/9, в котором архитектор Эдуард Брадтман использовал декоративную отделку, предложенную художником. Это здание сгорело в январе 1918 г. в результате обстрела наступающими войсками большевиков под командованием Муравьева. В огне погибли ценнейшие художественные коллекции М. Грушевского и В. Кричевского, проживавшего здесь же.
В подписанном тем же Брадтманом акте первичного осмотра здания 16 (3 ст. ст.) февраля предписывалось домовладельцу Александру Грушевскому «разобрать часть стены 7-го этажа, столбы с дымовыми трубами и боковые степы до уровня оставшихся фасадных, а также немедленно огородить сгоревший дом с закрытием прохода по тротуарам». Грозившие обрушением дымовые трубы по просьбе Александра Сергеевича сняла 26 июля пожарная команда. Одновременно ее начальник проинформировал городскую управу, что «наклонившаяся фасадная стена средствами пожарной команды, без устройства лесов, разобрана быть не может». В итоге дом был позже разобран с использованием подрывного метода, предложенного гражданским инженером Борисом Баем.
Как и в работе над этим, увы, погибшим зданием, так и в проекте училища на Куреневке, творческое сотрудничество Брадтмана и Кричевского дало блестящий результат. В июле 1910 г., спустя семь лет после первого обращения Грушевского по поводу завещания отца, дума урегулировала, наконец, все вопросы строительства. По результатам проведенных торгов ПОД ряд получила строительная фирма Гиршфельда и Рыбуша, согласившаяся сократить стоимость со сметных 107 тыс. руб. до 95 тысяч. К завещанному С. Ф. Грушевским капиталу добавили 23 тысячи городских средств, а остальное взяли в кредитном банке, заложив будущую постройку.
26 декабря 1911 г. состоялось освящение здания городских училищ имени С. Ф. Грушевского на Петропавловской площади. В торжестве приняли участие начальник Юго-Западного края генерал-адъютант Ф. Ф. Трепов, киевский губернатор А. Ф. Гирс, попечитель П. А. Зилов, городской голова И. Н. Дьяков и другие, Они осмотрели актовый зал, украшенный украинскими рушниками, 17 классных комнат, библиотеку, столовую, кухню, кабинет врача, квартиру заведующего, хозяйственные помещения. К этому дню на первом этаже уже разместился детский сад, на втором и третьем — три смешанных приходских училища на 456 учащихся. Содержание учебного заведения было обеспечено процентами с 50 тыс. руб., завещанных Грушевским в качестве неприкосновенного капитала.
Новое здание возвышалось над окружающей одноэтажной застройкой и стало архитектурным центром площади. С трех сторон его обтекали улицы, и поэтому оно имело три равнозначных gо художественному оформлению фасада. Стены из розового с золотистым отливом кирпича украшали вкрапления оранжевых плиток, треугольные пиши, круглые розетки, фризовые полосы. Все это создавало настроение строгой торжественности и праздничности. Единому геометрическому ритму подчинялись четырехскатные остроконечные крыши трех соединенных в целое частей здания, треугольные фронтоны парапета, шестиугольные окна. Сияла па солнце и создавала целостный орнамент глазурованная плитка светло-зеленого, белого и оранжевого цветов.
К сожалению, власть предержащие вскоре забыли слова признательности, высказанные ими же на церемонии открытия в адрес человека, подарившего городу новое учебное заведение. В начале января 1914 г. из Петербурга пришло известие, что «министерство народного просвещения не признало возможным, чтобы Куреневское городское начальное училище, которому городским управлением присвоено имя профессора Грушевского, впредь носило это имя»1. Формальная зацепка — город своевременно не согласовал с центральной властью вопрос увековечения памяти фундатора. В действительности же это была реакция на украинофильскую деятельность сыновей С. Ф. Грушевского — Михаила и Александра.
Выполняя указание, директор народных училищ округа распорядился убрать имя Сергея Федоровича Грушевского с вывески на здании. Тогда Михаил Сергеевич поставил в известность думу, что прекращает выдачу процентов с неприкосновенного капитала на содержание училища. Это было очень серьезно, ведь речь шла фактически о дальнейшем существованни учебного заведения. И в конце концов, в ответ на ходатайство городской думы, министерство вынуждено было в июле 1915 г. отменить свой запрет.
Вскоре после начала Первой мировой войны два этажа училища были освобождены для устройства лазарета, а учащиеся распределены по другим ближайшим училищам — на Кирилловской и Межигорской улицах. Уже в октябре 1914 г. здесь разместились также мастерские по изготовлению протезов и обуви. Затем последовало указание освободить помещение под «лечебницу для так называемых «слабосильных команд» на 1000 человек». А в мае 1915 г. здание было передано «приюту для ампутированных воинов с мастерской по изготовлению искусственных конечностей». Они продолжали оставаться здесь до 1919 года.
В 1917 г. для училища им. С. Ф. Грушевского нанимался дом № 15-6 по Вышгородской улице. Тяжело было работать в тесном помещении, но все же 101 мальчик и 106 девочек получали начальное образование иод руководством восьми учителей. Тогда же, весной, начали преподавание на украинском языке.
6 марта М. С. Грушевский, проживавший в то время в Москве (ул. Арбат, № 55, кв. 8), обратился с письмом в Киевскую городскую думу. Вот оно (орфография сохранена):
«В сю велику хвилину, коли над краєм нашим сходить зоря нового житя, першим обовязком своїм, перед памятю покійного батька мого, С. Ф. Грушевського, я вважаю нагадати Київському Городському Самоуправлінню, що школа імені його, відкрита на записані ним гроші Київським Самоуправліннєм на Петропавлівській площі, що по мисли покійного мала відповідати просвітним потребам корінної місцевої людности. Відповідно тому Київське Самоуправліннє, за порозуміннєм зі мною, вибрала для сеї школи передмістє Куренівку, де корінна київська українська людність заховує свій характер, і на зверх дало будинкови школи прикмети українського стилю. Тепер настав час і внутрішньому змістови його надати відповідний місцю український характер, згідно з прінціпами покійного фундатора, котрих тримавсь він незмінно за всю довгу свою педагогичну діяльність: шкільна наука мусить подаватися учням на їх рідній мові! Прошу Київське Городське Самоуправліннє поробити всі заходи, потрібні для заведення научання на українській мові в клясах, уміщених в сім будинку в найблизшім часі, не далі як з початком шкільного року 1917/8. Я певен, що тепер для того є всяка можливість, і Київське Городське Самоуправліннє сю просьбу мою прийме і сповнить. З високим поважаниєм Михайло Грушевський виконавець волі («душеприказчик») С. Ф. Грушевського».
В Киеве письмо получили 10 марта. А еще до этого, на заседании думы 7-9 марта 1917 г., было определено: «Ввести в городском училище имени Грушевского преподавание на украинском языке, осуществление возложить на ревизора-эксперта при городской училищной комиссии Т. Г. Лубенца».
Во исполнение решения, в училище передали украинскую библиотеку из 135 книг и 100 учебников украинского языка, а также портреты украинских деятелей, жанровые картины и другие подобные материалы. Однако с преподавательским составом было хуже: язык знали только заведующая училищем Анастасия Неселовская и двое преподавателей.
Со временем здание училища имени Сергея Федоровича Грушевского (теперь это улица Фрунзе, № 164) оказалось в окружении новой прилегающей застройки. Сейчас оно выглядит не так, как раньше, но все равно привлекает внимание своими формами. До 1988 г. здесь была средняя школа № 14, а потом — учебный компьютерный центр Минского района города.
Объект: учебное заведение
Год постройки: 26 декабря 1911 года
Архитектурный стиль: модерн с элементами украинского фольклора
Современное использование: учебный центр