Менее, чем полтора века тому назад на Бессарабской площади стояла застава – здесь кончался город. А дальше тянулся песчаный немощёный путь на Васильков, который правил за почтовый тракт. А с 30-х годов позапрошлого столетия с обеих сторон пути начинают вырастать одноэтажные домики мелких служащих и отставных солдат, выселенных с Печерска в связи со строительством Нового Печерского замка. Постепенно Васильковский путь становится Большой Васильковской улицей.
Один за одним здесь появляются дома, в которых до революции находились гостиницы – «Пивдень» («Юг»), «Гран-Империал», «Дагмар», «Таврида», «Петербург», «Метрополь» с ресторанами и кафе. В высоком шестиэтажном доме, построенного в стиле модерн, до революции располагался кинотеатр «Ореон», а в малом пассаже – кинотеатр «Чары». Большинство из этих зданий были достроены, но дожили до наших дней.
Большая Васильковская как главная улица Нового Строения вобрала в себя весь спектр человеческого бытия. Ее можно было бы смело назвать «улицей контрастов«, если это касалось сферы духовности и морали. Здесь порой встречались странные метаморфозы. Но обо всем по порядку.
Треугольник из трех храмов (Троицкая, Владимирская и Мариинско-Благовещенская церкви) включал в себя своих прихожан, а это означало, что подавляющее большинство православных регулярно посещали эти святыни. И если Виктор Некрасов, к примеру, молился в Троицком храме, то младшая сестра Леси Украинки Исидора посещала Мариинско-Благовещенскую церковь, где и состоялось ее венчание.
Следует отметить, что не только два упомянутых храма пополнили киевскую топонимику названиями площади и одноименной улицы, а и скромная Владимирская церковь «подарила» городу сразу две улицы — Владимиро-Лыбидскую (Щорса) и Митрофановскую (Ковпака). Храм во имя святого князя Владимира размещался там, где сегодня гордо возвышается над постройками послевоенного времени Национальный дворец «Украина» (интересно, что скверик, расположенный на месте храма сохранился и поныне).
Старинную деревянную церковь перенесли с Печерска на территорию Лыбидской части в 1835 году в связи со строительством новой крепости. Естественно, главный алтарь был назван в честь Крестителя Руси, правый притвор был посвящен святому Митрофану Воронежскому (отсюда и улица Митрофановская), а позже уже появился престол в честь Пресвятой Богородицы. В 1909 году по проекту архитектора Ермакова община приступила к строительству капитального каменного храма, который в связи с войнами и революциями так и остался недостроенным. В итоге в 1936 году власти разобрали его на кирпичи, якобы для строительства новых школ.
Но не только православные, а и католики чувствовали себя в Новом Строении комфортно. Такому пышному и представительному собору (1909) могли бы позавидовать многие верующие Рима или Варшавы. Архитектору Городецкому все же удалось ошеломить киевских обывателей. «Дыханье» средневековой готики чувствовалось здесь повсюду: и в самом здании, и в доме причта, и в окружающих храм кварталах. Даже сегодня отреставрированный Николаевский костел (Б. Васильковская, 75) является непревзойденной архитектурной доминантой этой давно уже урбанизованной местности.
Как известно, кроме Большой существовала и Малая Васильковская (сейчас — Шота Руставели), улочка, проложенная параллельно главной магистрали. В начале ХХ века здесь бурно процветал «маленький Иерусалим» с культовыми заведениями иудеев. Хоральная синагога Бродского (№13) была построена по проекту Шлейфера в мавританском стиле и освящена в 1898 году. Рассказывают, что когда губернатор открывал храм символическим золотым ключом, то «по рассеянности» положил «символ» к себе в карман. Чтобы «освежить» вельможе память, ему прислали золотое блюдо, на котором во время торжеств лежал ключ. Губернатор намека не понял и принял дар как должное.
Возможно, это легенды, но через год на Малой Васильковской (№19) открылось новое, не менее респектабельное, здание уже купеческой синагоги. Дома эти сохранились и сегодня. Но если синагога Лазаря Бродского после долгих лет запрета снова заработала, то купеческая молельня его брата Льва навсегда осталась просто «объектом культуры» — сначала спортивным техникумом, затем и клубом полиграфистов и, наконец, первым в стране панорамным кинотеатром.
Парадоксально, но там, где в начале прошлого века процветал «Иерусалим», во второй половине ХIХ столетия размещался «Содом». Так можно было бы образно назвать квартал сомнительных заведений на Эспланадной улице. После печерских Крестов и Андреевского спуска, где дома терпимости были уже закрыты, разврат переместился в южную часть Бессарабки. В 1885 году «отцы города» искоренили и этот «рассадник», переместив «фиалочные заведения» на окраину Нового Строения — улицу Ямскую. Их то и прославил Александр Куприн в своем нашумевшем в то время произведении «Яма«.
Хотя писатель и утверждал, что «события могут происходить и в Одессе, и в Петербурге«, привязка повести к киевской топонимике очевидна: в ней упоминаются и катания на лодке по Днепру, и посещение кафешантана «Шато-де-Флер«, и «угодники печерские«, и «мясники с ближайших боен«. Фактически Боенская (ныне — Кудри) была последней улицей, которая пересекала Большую Васильковскую в южном направлении.
Объект: улица
Год постройки: 1834
Расположение: пролегает от Бессарабской до Лыбедской площади
Современное использование: Большая Васильковская улица