C названиями гор в столице ужасная путаница. Даже знаменитую Лысую гору можно встретить в разных концах Киева
Если Рим, говорят, был возведен на семи холмах, то Киев в этом плане намного круче – в универсальном энциклопедическом справочнике «Улицы Киева» упомянуто аж девятнадцать объектов, имеющих в своем названии слово «гора». Некоторые названы «горами» лишь условно – из-за с массовой застройки уже мало что напоминает о холмистой местности. Есть и такие, названия которых известны краеведам, но мало что скажут обычному горожанину. К тому же с именами гор и холмов творится ужасная путаница – одни имеют несколько названий, а бывает так, что одно и то же название носят несколько гор.
Владимирская. Она же Михайловская
Итак, все столичные горы расположены исключительно на правом берегу, что в принципе и неудивительно. Как уверяют географы, у всех рек, текущих как и наш Днепр, с севера на юг, правый берег будет холмистым, а левый – пологим, что объясняется вращением Земли, понемногу «сдвигающим» реки. И конечно же, первым делом над рекой мы видим Владимирскую горку с парком, разбитым здесь еще в 30–40-х годах XVIII века. В древности эта местность именовалась Михайловской горой – от размещенного на ее вершине Михайловского монастыря. Теперешнее же название закрепилось за ним отчасти благодаря генерал-губернатору Дмитрию Бибикову, в окружении которого родилась идея поставить на горе над Крещатиком памятник князю Владимиру.
В 1872 году на Владимирской горке была построена первая в городе водонапорная башня. А за девять лет до того роскошный вид Днепра, который открывался с Владимирской горки, подтолкнул предпринимателя Василия Кокорева на своеобразный подвиг. Он выделил городу из своих сбережений тысячу рублей на постройку беседки, с которой горожане могли бы любоваться панорамой Левобережья. Но случилось так, что потом коммерсанту пришлось уехать. А город благополучно о деньгах… забыл. Об идее вспомнили лишь через тридцать лет, когда рассматривался вопрос о проекте благоустройства улиц. Альтанки, сделанные варшавской фирмой «Гостинский и К», установили в том месте, где и предлагал это сделать Кокорев.
В 1900-х годах Владимирская горка украсилась еще одним новшеством – Михайловским электрическим подъемником – так называлось то, что мы сегодня знаем как фуникулер. За время своего существования этот вид транспорта назывался еще и на английский манер «элеватором», некоторое время носил имя лидера восстания на «Арсенале» Андрея Иванова. В 1902 году здесь был сооружен и простоял почти тридцать лет крытый павильон «Голгофа» с панорамой, изображавшей распятие Христа.
Слишком много «мест для ведьм»
Еще одна гора недалеко от Днепра, связанная с огромным количеством легенд и всевозможной чертовщиной, – Лысая, расположенная между Теличкой, Саперной Слободкой и Багриновой горой. Удивительно то, что такими именами – Лысая гора – в разные годы назывались разные, довольно удаленные друг от друга местности: верхняя часть упомянутой уже Владимирской горки, песчаная местность между Никольской Слободкой и Выгуровщиной, а также гора Юрковица. Трудно сказать, что послужило причиной недоброй славы этой местности. Скорее всего, она связана с построенными здесь во второй половине ХІХ века укреплениями Новой Печерской Крепости – так называемым Лысогорским фортом, который в начале ХХ века использовался в качестве тюрьмы. Тут на виселицах казнили государственных преступников, среди которых был и убийца Столыпина Дмитрий Багров.
Как бы там ни было, сегодня остатки форта привлекают сюда множество любопытных туристов, особенно тех, кто интересуется фортификационными сооружениями – благо здесь остались паттерны, стены, гидротехнические сооружения, насыпанные вручную валы более чем столетней давности. Кроме того, Лысая гора – любимое место сбора всевозможных реставраторов исторических костюмов, неоязычников и еще много какой альтернативной молодежи.
В память о Черепанове
Но если уж где-то и удалось развернуться фортификаторам в полную силу – так это, конечно же, на Черепановой горе, названной так по имени губернатора Павла Черепанова (здесь была его усадьба). На горе находятся основные строения Новой Печерской крепости, комплекс которых сегодня входит в музей-заповедник «Киевская крепость». У подножия горы начиналась эспланада – пустое, незастроенное место между цитаделью и городом, о чем напоминает название улицы Эспланадной, протянувшейся в районе нынешней станции метро «Дворец спорта».
Склоны Черепановой горы в 1913 году были украшены павильонами Всероссийской промышленной выставки, созданными по проектам известных архитекторов Городецкого, Кобелева и Журавского. В 1913 году начался второй ее этап – Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, которая приняла около миллиона посетителей. Ее участники прибыли из многих городов Российской империи, из Америки, Англии, Германии, Франции, Швеции и других стран. В начале ХХ века часть Черепановой горы стала парком, который нарекли Алексеевским. И несмотря на постоянные преобразования горного ландшафта, до наших дней дошли десять столетних дубов, посаженных когда-то вдоль парковой аллеи.
Детинецкая головоломка
Старый Киев, раскинувшийся вокруг «града Владимира», представляет собой крайне пересеченную, изрезанную оврагами местность, причем у каждой горы здесь есть по несколько названий. Например, часто путают понятие Детинец и Детинка. В принципе, Детинец – это укрепленная часть старого Киева на Старокиевской горе, располагавшаяся там, где сегодня находится исторический музей и остатки Десятинной церкви.
В то же время, Детинка – это гора между урочищем Гончары и урочищем Кожемяки – отличное зеленое место в центре города, куда легко добраться с Большой Житомирской улицы, чем и пользуются всевозможные любители сочинений Джона Толкиена, а также этнической музыки. Старокиевской иногда называют Замковую гору – наверное, рекордсменку по количеству имен, ведь на ряде карт ее называют еще и Киселевкой. То же самое и с горой над замком Ричарда – для одних она носит название Андреевская, для других – Уздыхальница. Когда-то она составляла единое целое с Замковой горой, но после того, как был проложен Андреевский спуск, разница между горами стала зримой.
Кстати, каким-то образом не стала крепостью еще одна киевская гора – Байковая. Известно, что форты, подобные Лысогорскому, планировалось построить и здесь, но идея почему-то осталась нереализованной. Собственно, эта возвышенность на территории между Батыевой горой, Протасовым Яром и Монтажником. Нынешнее ее название появилось, очевидно, после 1830-го года, когда местность была пожалована участнику Отечественной войны 1812 года генералу Байкову, основавшему здесь хутор. А через год на части земель этого хутора было обустроено нынешнее известное кладбище. А что касается хутора, то сегодня его остатки можно найти между кладбищенской стеной и улицей Кировоградской.
Прогуливаясь по улицам Забайковья, ловишь себя на мысли, что со времен бравого генерала здесь, наверное, не многое изменилось.
Батыева загадка
Есть в Киеве горы с очень древними именами – например, Батыева и Багринова.
Батыева гора известна тем, что с ее вершины можно обозревать практически весь город. По легенде, здесь во время штурма Киева якобы находился ханский шатер, но историки в подавляющем большинстве своем осмеивают эту теорию. Лет сто назад эти земли назывались Батыевыми могилами. Историк Закревский, в частности, пишет о «курганах за Лыбедью вдоль Васильковской дороги, носящих название Батыевых». Вполне возможно, что действительно здесь в свое время были похоронены какие-то или монгольские, или даже половецкие князья, которые у народа ассоциировались с самым известным в Киеве монголом – Батыем. Впрочем, ни о каких курганах здесь давно уже ничего не напоминает…
Багринова гора – это местность, тянущаяся от проспекта Науки вдоль улицы Лысогорской. Название известно еще с ХІ века, когда князь Всеволод Ярославич передал эти земли Выдубецкому монастырю. Интересно, что при советской власти было несколько попыток административно переименовать местность. Некоторое время она носила имя Никиты Хрущева, потом называлась Октябрьской – но эти названия уже в значительной степени подзабылись.
Волчьи горы, которых нет
Вообще-то гор в Киеве намного больше, чем это может быть упомянуто в справочниках. Ведь выделяет ту или иную местность под своим особым названием общественное мнение. Давать или не давать той или иной возвышенности гордый статус горы – это дело самих горожан. Например, Печерск лежит очень высоко над Днепром, но слово «гора» по отношению к Печерским холмам не прижилось. В некоторых источниках можно найти упоминание о Левашовской горе на Липках (нынешняя Шелковичная улица когда-то носила имя известного киевского губернатора графа Левашова), но оно так и не стало общеупотребительным.
Но если на Подоле или Печерске можно увидеть реальные зримые горы, то в западной части города есть местности, в названии которых присутствует слово «гора». Но какие-то серьезные возвышенности на местности очень трудно отыскать. В частности, это касается Волчьей горы на территории бывшего одноименного хутора на Нивках. Хоть сколько угодно можете ходить вдоль улицы Черняховского – никаких «гор» вы не увидите. Холмы, бывшие когда-то на местности, срезали при строительстве микрорайона, который полностью поглотил собой хутор. А старое имя еще долгое время оставалось в названии улицы Волчьегорской, позже с не совсем понятной целью переименованной в Эстонскую. Кстати, эта местность хорошо знакома любителям сериала «Возвращение Мухтара» – значительная его часть снималась именно здесь. В частности, под российский райотдел милиции «загримировали» здание здешнего долгостроя.
Объект: рельеф
Современное использование: поглощены городом