Улица Городецкого (бывшая Николаевская) впервые появилась на карте Киева после того, как на месте бывшей усадьбы профессора Меринга расчертили новые кварталы — нынешние улицы Городецкого, Ольгинскую, Заньковецкой, переулок Станиславского и площадь Ивана Франко.
Улица архитектора Городецкого примечательна тем, что до самой войны сумела в неприкосновенности сохранить великолепную дворцовую архитектуру начала XX века. Она по праву считалась центром обитания киевской богемы.
«В Киеве, — пишет Булгаков в «Белой гвардии«, — открылся знаменитый театр «Лиловый негр» и величественный, до белого утра гремящий тарелками, клуб «Прах» (поэты-режиссеры-артисты-художники) на Николаевской улице«. «Хлам» же означал творческий союз художников, литераторов, актеров и музыкантов.
Здесь, на Николаевской, был и знаменитый «Подвал Искусств», интерьер которого украшали оригинальные панно художника Анатолия Петрицкого. В этих стенах молодой Лесь Курбас начинал свою блистательную театральную карьеру с инсценировок стихов киевских поэтов путем хоровой декламации «скульптурных групп». Сами же поэты кочевали из клуба в клуб, расположенных преимущественно в подвалах гостиницы «Континенталь«. Среди творческой молодежи особо выделялись в то время Эренбург, Смолич, Мандельштам, Тычина, Ярошенко, Терещенко и другие.
Кинорежиссер Сергей Юткевич подробно описал в мемуарах эмблему «Хлама» — «квадратную вывеску с изображением куда-то летящего, подобно Икару, человека в ультрамариново-синем и розово-серебряном пространстве«. А поэт Николай Ушаков отмечает в своих воспоминаниях такую подробность: «В «Хламе» подавали бифштексы и вина. Поэты просили, чтобы публика не звенела ложечками о стаканы«. Такая же обстановка царила и в «Клаке» — Киевском литературно-артистическом клубе, предшественнике «Хлама«.
Вышеназванные объединения возникли в годы гражданской войны. И, конечно же, не на голом месте. На углу улиц Николевской и Меринговской (сейчас Заньковецкой) находился кафешантан «Аполло«, где собиралась творческая элита. В гостинице «Континенталь» останавливались выдающиеся мастера сцены. На «горе», в театре Солонцова, ставили шекспировский «Макбет«, а внизу, в одном из крупнейших европейских цирков «Гиппо Палас» пел Шаляпин. Федор Иванович тесно подружился с киевскими зрителями. Однажды концерт длился до полуночи. Выступал в «Гиппо-Паласе» и Леонид Собинов. Возвращаясь как-то после концерта в «Континенталь» и увидев у входа толпу поклонников, он прочитал им свой знаменитый экспромт: «Ждали от Собинова пенья соловьиного, услыхали Собинова — ничего особенного«.
Ходили под сводами киевского Монмартра и Титто Руффо, и Сара Бернар, и другие зарубежные знаменитости. А с высоты головокружительных мансард на все происходящее у их ног благосклонно взирали боги Олимпа в виде каменных атлантов и кариатид. И сегодня мы еще имеем возможность любоваться скульптурами античных кумиров, установленных на фасаде дома №9 (принадлежащего некогда купцу первой гильдии Гинзбургу). А до войны таких изваяний было гораздо больше. Украшали они и колоннаду гостиницы «Континенталь» (в отстроенной коробке этого здания теперь размещается Национальная музыкальная академия Украины).
«Континенталя» больше нет. В сентябре 41-го немцы облюбовали это респектабельное здание для размещения в нем своего штаба. Видимо, поэтому гостиница с прилегающим к ней цирком, одна из первых в городе была поднята на воздух тремя чудовищными взрывами. Сила была такова, что массивный купол «Гиппо Паласа» был переброшен взрывной волной через проезжую часть улицы.
Я хорошо помню разрушенный цирк. Его верхний ярус, состоящий из ряда полукруглых арок, висел над пропастью, образуемой рухнувшими стенами, и напоминал фрагмент Колизея. А на арене, где совсем недавно блистали мировые «звезды«, чернел лес искореженной арматуры. Сгорел и дом с увеселительным заведением «Аполло«. Другими словами, уютная «маленькая Флоренция» в течение несколько часов превратилась в пустынную и зловещую Помпею.
Объект: улица
Год постройки: 1890-ые
Расположение: спускается от театра украинской драмы им. Ивана Франко и от дома с химерами до Крещатика
Современное использование: улица архитектора Городецкого