Хотя лингвисты под словом «фонтан» и подразумевают лишь струю воды, для киевского обывателя фонтан всегда был неотъемлемым атрибутом украшения площади, сквера или парка.
Богатые люди часто использовали изящные декоры для популяризации своих частных владений. Так, усадьба мещанки Лакерды на Подоле прославилась тем, что на ее территории был установлен фонтан, изображающий Самсона, раздирающего пасть льву. Не обошла «фонтанная лихорадка» и промышленника Мороза, построившего уникальный дом на углу улиц Владимирской и Караваевской (теперь — Толстого). А в своей загородней даче на Куреневке архитектор Спарро подвел для питания собственного фонтана даже целую речушку под названием Куриный Брод.
В центре города первый фонтан был установлен в 1849 году на нынешней площади Европейской губернатором Иваном Фундуклеем, за что и был назван «Иваном». А вот фонтану, сооруженному на Крещатицкой площади (теперь Майдане Незалежности) на средства генерал-губернатора Бибикова не повезло, его назвали «Уродом». И вовсе не из-за антипатии к царедворцу, а потому, что гидротехническое сооружение, предназначенное фонтанировать, или не работало совсем, или же вода в нем поступала еле видимой струйкой, под стать ручейку, вытекающему из Козьего болота.
Существовал и фонтан «Моряк» — на Бессарабской площади. В его миниатюрном бассейне для стока воды постоянно плавали «следы кораблекрушений»: старые калоши, тряпки, картонные коробки и прочий мусор. В итоге «Моряка» заменили капитальным чугунным фонтаном, а после войны — из красного полированного гранита. «Лотос» при строительстве подземного перехода перенесли в Пионерский сад (бывший Купеческий) на место знаменитого фонтана «Слон» (струя, бившая из хобота каменного животного, достигала 16 метров). Но там «Лотос» не прижился, и только в 1998 году после реконструкции Крещатика фонтан нашел свое место напротив входа в Пассаж.
В начале ХХ века завод Термена начал изготавливать красивые металлические конструкции в виде чаши цветка с литыми масками львов и традиционными изображениями Силена. Даже сегодня эти фонтаны-близнецы с успехом работают в Мариинском и Первомайском парках, на площади Ивана Франко, в сквере на улице Олеся Гончара и возле Золотых Ворот. Их меньшие «братья» — в скверах на углу Федорова и Красноармейской и на Владимирской улице (напротив бывших Присутственных мест). Видимо, именно о них повествует давняя легенда.
В литейном цеху завода, производившего фонтаны, работал в должности главного мастера некий человек скандального и дурного нрава. Он постоянно придирался к подчиненным, за что получил прозвище Фараон. Рабочие долго терпели грубияна, но когда Фараон уехал по делам в другой город, литейщики внесли поправки в уже готовые формы для новой серии фонтанов, которые срочно требовалось установить. Вместо античного маскарона на всех изделиях «красовалась» злобная гримаса обидчика. Фараон вернулся, когда фонтаны уже работали на полную мощь. Сколько ни ходил мастер-узурпатор по инстанциям, сколько ни упрашивал администрацию запретить глумление над его личностью, даже обращался в суд, дальше бумажной волокиты дело не пошло. Минуло почти сто лет с тех пор, а киевляне все еще могут с улыбкой любоваться этой своеобразной рекламой человеческой глупости и невежества.
История киевских фонтанов была бы неполной, если не упомянуть о белокаменных скульптурах, украшавших некогда аллеи парка Шевченко (бывшего Николаевского). Еще в конце 50-х они ласкали глаз своей невинностью и целомудрием, а в начале 60-х были уничтожены как «рассадник пошлости». Гипсовые статуи занимали пьедесталы круглых бассейнов, а также место на параллельной аллее, расположенной за памятником Кобзарю. «Огонь» критики вызвала на себя полуобнаженная девушка, задумчиво расплетающая свою длинную косу.
Наряду с фонтанами Киев украшали разного рода беседки, альтанки и ротонды, расположенные в самых живописных точках. Приезжие, хоть раз побывавшие на аллее, соединяющей Владимирскую горку с Андреевским спуском, часто интересуются, кто автор двух романтических беседок, установленных на крутых отрогах Днепра. Металлическая вязь этих ажурных построек поражает своим изяществом и фантазией. И уже не легенда, а быль, подтвержденная документально, рассказывает об их истории. В 1863 году город посетил богатый предприниматель Василий Кокорев. Прогуливаясь аллеями Владимирской горки и любуясь панорамой Днепра, купец подумал, что не мешало бы установить в этом чудесном месте уютную беседку, где бы люди могли, сидя на скамейках, наслаждаться красотами природы. С этой целью купец выделил «отцам города» тысячу рублей и уехал.
О кокоревских деньгах вспомнили лишь через 33 года, когда рассматривали очередной бюджет по благоустройству улиц. Оказалось, что капитал мецената в городском банке увеличился за это время в три с половиной раза! На радостях власти заказали известной варшавской фирме «Гостинский и К» две альтанки и установили их в предложенной Кокоревым парковой зоне
Объект: фонтаны
Современное использование: сохранилось лишь семь оригинальных фонтанов