Как говорят, если бы этого дома не было, его нужно было придумать. И вот почему. На его примере можно увидеть, какую роль играет государство в развитии культуры при тоталитаризме.
Проектирование дома совпало с принятием правительственного постановления «О литературно-художественных организациях«, поставившего крест на поисках нового стиля советскими зодчими (художниками, писателями, т.д.). Все было подогнано под жесткие рамки так называемого «социалистического реализма«, в котором (по меткому выражению, кажется, Синявского) «партия проповедовала свои идеи в понятной для нее форме».
Алешин, будучи по своей сути сторонником конструктивистской архитектуры, но никогда не порывавший с классицистическим восприятием мира с его идеально выверенными гармоническими построениями, первый вариант сделал в чем-то схожим с 1-м домом врача. Лаконизм и геометричность объемов, по-алешински нетривиальное решение угла, сложный план дома, создание озелененных курдонеров, четко выявленная на фасаде внутренняя структура здания, рациональная планировка квартир. Но конструктивизм объявляется в советском обществе персоной «нон грата«. И Алешину ничего не остается, как слегка «приодеть» дом в классические одежды, практически полностью сохранив планировочную структуру.
Он соединяет в одном объекте оба свои пристрастия, он не конфликтует с властью, а, по-своему, творчески переосмысливает жесткость партийного вердикта. Что это — конформизм? Или попытка самовыражения — вопреки?..
Это грандиозна тема для исследования — взаимоотношения мастера и государства, государства, в котором развитие культуры идет не эволюционно, а как бы пунктирно, от одного постановления к другому, где законы гармонии декларируются не художниками, а вождями с высоких трибун, где взгляды творца обязаны колебаться вместе с линией партии.
Объект: жилой дом
Год постройки: 1932
Архитектурный стиль: конструктивизм
Расположение: улица Н.Заньковецкой, 5/2
Современное использование: жилой дом