Первое временное деревянное сооружение цирка появилось в городе в 60-х годах ХIХ столетия. В разные годы она размещалась на Бессарабской площади. В конце 1875 года на углу современных улиц Пушкина и Богдана Хмельницкого (бывшей Фундуклеевской) была возведена памятное сооружение цирка Бергонье. Сейчас там размещен театр Русской драмы имени Леси Украинки. В дальнейшем цирк размещался на Университетской (ныне – Шевченковский парк) и на Думской (ныне майдан Незалежности) площадях.
В 1883 по 1890 годы с временным затишьем в 1888-89 годах на Думской площади гастролировали цирк братьев Никитиных, цирк Шумана с дрессированными животными под руководством Льва Дурова.
В 1890 году дрессировщик коней П.С.Крутиков построил цирк на 200 мест, а в 1903 году – новое кирпичное здание «Гиппо Палас» («Конный Дворец») – единственный на то время в Европе 2-этажный цирк. Архитектором «Гиппо Паласа» был Е.П.Брандтман. Цирк вмещал более двух тысяч зрителей, был оборудован приспособлениями для трансформации сцены. Зал обладал усовершенствованной акустикой. В этом цирке выступали известнейшие отечественные и иностранные певцы.
«Гиппо Палас» находился на Николаевской улице (ныне – улица Городецкого), однако был взорван в годы Великой Отечественной Войны. Ныне на этом месте выстроен кинотеатр «Украна».
Знаменитый цирк
Сегодня уже никого не удивляет, что, приходя в цирк, вы попадаете в уютное фойе, сдаете одежду в гардероб, а в антракте вас ожидает гостеприимный буфет. Между тем, еще сто лет назад все было совсем по-другому: цирки были одноэтажные, не отапливаемые, зрители сидели на обычных скамьях не снимая одежды, представление шло без антракта…
Первый в Европе двухэтажный цирк был построен в Киеве известным дрессировщиком лошадей Петром Крутиковым. Сто лет назад его знали во всем мире. Даже президент Франции Казимир Перье во время гастролей знаменитого киевлянина в Париже пришел посмотреть на его уникальные цирковые номера.
Выступая на лучших аренах мира, Крутиков анализировал достоинства зарубежных цирков, отмечая при этом и их недостатки. Вернувшись в Киев после триумфального четырехлетнего турне по Европе, прославленный дрессировщик решает построить свой собственный цирк, который был бы максимально удобен как для артистов, так и для зрителей.
Он покупает за 100 тыс. руб. участок земли на нынешней улице В. Городецкого, рядом с Крещатиком, продает свое имение, и на вырученные деньги, а также на деньги, доставшиеся ему в наследство от отца, строит цирк, который называет «Гиппо-Палас» («Конный дворец»).
Здание, сооруженное Крутиковым, было одним из лучших в Европе. Просторный зал на 2000 мест, огромный стеклянный купол над манежем, удобные кресла для каждого зрителя, отличная акустика, приспособления для трансформации арены, паровое отопление, электрическое освещение, паркет в фойе, гардероб – новинки для того времени. Заинтригованная киевская публика повалила к Крутикову. Начались неслыханные для тогдашних цирков аншлаги. «Гиппо-Палас» стал одной из достопримечательностей города.
Конечно, самым выдающимся аттракционом были выступления самого Крутикова. Как дрессировщик он не имел себе равных. Некоторые его номера не то чтобы превзойти – даже повторить (по сей день!) никому не удалось. Например, лошади у него ходили по канату, по горлышкам деревянных бутылок, по эластичному брусу, катались на бочке. Одна из лошадей сидела за столом, повязанная салфеткой, а другая ей прислуживала. Но одним из самых выдающихся достижений дрессировщика был номер с тремя лошадьми: Крутиков сидел на средней, а две другие синхронно повторяли все, что делала средняя…
Надо сказать, что Крутиков был самородок. Цирковому мастерству, как ни странно, он нигде не учился. Не был он и потомственным циркачом, который начинает выступать вместе с родителями уже с трех лет. Сын генерала, Крутиков закончил престижную в Киеве гимназию – Коллегию Павла Галагана, – поступил в университет на юридический факультет. Затем служил в Киевской судебной палате. Лошадей же дрессировал просто для своего удовольствия. Но, в конце концов, пренебрег юридической карьерой и полностью посвятил себя лошадям.
Открыв собственный цирк, Крутиков стал еще и бизнесменом. Теперь он выступал не очень часто, примерно 3-4 раза в сезон, зато много времени посвящал подбору гастролеров, собиравших полные залы. Фактически в «Гиппо-Паласе» гастролировали все знаменитые циркачи мира. Пригласить их в Киев было делом несложным, поскольку выйти на первоклассный манеж Крутикова считалось престижным.
Чтобы описать всех знаменитостей, выступавших у Крутикова, потребуется целая книга. Но мы не можем не упомянуть хотя бы некоторых из них. Например, прославленных итальянских жонглеров – трио Растелли, и среди них – Энрико Растелли, лучшего в те времена жонглера мира. Он бросал и ловил 10 тарелок. Стоя на голове, на вращающемся круге, жонглировал тремя шариками, при этом одной ногой крутил обруч, а другой вращал звезду.
После его смерти был учрежден приз Э. Растелли, вручавшийся лучшему жонглеру.
Российские акробаты Винкины первыми изобрели подкидную доску. Этот номер пользовался у киевлян особой популярностью. После прыжка двух акробатов на доску, третий взлетал вверх и, исполнив двойное сальто, приземлялся на плечи своего товарища… Киев был одним из первых городов, где Винкины демонстрировали это захватывающее зрелище!
Часто гастролировал у Крутикова знаменитый клоунский дуэт – Бим и Бом. Они играли на пиле, сковородках, бутылках и даже… цветочных горшках! Бим и Бом стали первыми в истории клоунами, чей репертуар был записан на грампластинки. Кстати, с их участием создавались и кинокартины.
Знаменитый дрессировщик и клоун-сатирик Анатолий Дуров также был желанным гостем у Крутикова. Его приезды всегда сопровождались сенсациями и газетной шумихой. Говорят, однажды Дуров впряг в свою повозку свинью и таким вот образом ехал через весь город от вокзала к цирку Крутикова. Необычного ездока сопровождала толпа зевак и репортеров. Об экстравагантном прибытии Дурова немедленно написали городские газеты. А в результате – аншлаги, аншлаги…
Еще одна славная страница цирка Крутикова – ставившиеся здесь спектакли-пантомимы. Их постановщиком был известный киевский балетмейстер Фома Нижинский – отец легендарного танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, блиставшего на сценах Парижа и Нью-Йорка. Ф. Нижинский ставил серьезные спектакли: «Дон-Кихот», «Кот в сапогах», «Джоконда», «Красная шапочка» и др. Благодаря совершенной акустике зала, в «Гиппо-Паласе» часто выступали оперные певцы с мировыми именами: Федор Шаляпин, Титта Руффо, Леонид Собинов и многие другие.
Около 10 часов вечера, когда заканчивалась основная программа, в цирке начинались чемпионаты по классической борьбе. В начале ХХ века схватки силачей как раз начали входить в моду. Тысячные толпы заполняли зал, чтобы посмотреть на поединки прославленных борцов со всего света. У Крутикова боролись самые знаменитые борцы, включая легендарного Ивана Пиддубного (Piddubny), который шесть раз выигрывал чемпионаты мира среди профессионалов, проводившиеся в Париже. За 40 лет выступлений борец не проиграл ни одного соревнования, в силу чего получил титул «чемпиона чемпионов». (Заметим в скобках, что как представитель Российской империи он стал известен за рубежом как «русский богатырь» с переделанной на русский лад фамилией – Поддубный (Poddubny). На самом же деле силач являлся украинцем. Он родился в самом центре Украины – Полтавской губернии, имя и фамилия его отца – Максим Пиддубный.) Выступали у Крутикова также знаменитые силачи Лурих, Пауль де Буше, Педерсон, Збышко-Цыганевич, Заикин и многие другие, чьи имена были тогда у всех на устах…
Цирк вписал славную страницу и в политическую историю Украины. В 1918 г., когда Украина отстаивала свою государственную независимость, именно в цирке Крутикова – самом вместительном и удобном зале Киева – был избран гетманом (главой государства) Павел Скоропадский.
Последний раз имя Крутикова упоминается в киевской прессе в 1919 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, эмигрировал перед захватом Украины войсками большевиков… А вот здание цирка продолжало радовать киевлян своими веселыми аттракционами еще более двух десятков лет. Оно было разрушено в сентябре 1941 г. во время Второй мировой войны. Новый киевский цирк, построенный в 1960 г., находится в другом районе города – на пл. Победы. А на месте когда-то знаменитого цирка Крутикова теперь находится кинокомплекс «Украина».
Объект: цирк
Год постройки: 1890
Архитектурный стиль: модерн
Расположение: на улице Городецкого (бывшей Николаевской), на месте кинотеатра «Украина»
Современное использование: снесён, на его месте — кинотеатр «Украина»