История мельницы восходит ко второй половине XIX места. Ее место прежде занимали частные усадьбы, самая крупная из которых (на углу Набережно-Крещатицкой улицы и Боричева спуска) составляла собственность Переяславского епископства. На ее территории стояли временные деревянные складские помещения; обычно сюда за определенную плату складывали пришедшие по реке грузы. Но вот соседний участок, выходивший на Набережно-Крещатицкую и Игоревскую улицы, перешел в руки купца 1-й гильдии Андрея Глезера.
Этот предприниматель, составив компанию с австрийцем Иосифом Вальнером и курляндцем Генрихом Гауптом, и в 1855 году они подали прошение Киевскому военному, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору князю Иллариону Васильчикову следующее прошение: «По причине недостатка мукомольных мельниц вообще в здешнем крае и в частности в окрестностях Киева, количество выделываемой на оных муки не удовлетворяет всем требованиям, в особенности, при значительных заготовлениях муки для войск часто встречаются затруднения. От этого цена на муку вообще возрастает несоразмерно с ценою зернового хлеба. В видах устранения сего важного неудобства предположили мы устроить в г. Киеве паровую мельницу для выделки простой и крупичатой муки, для чего избрали место на правом берегу Днепра на Подоле возле набережного шоссе». Заодно ходатаи просили, «приняв во внимание значительность капитала, который должен быть употреблен для устройства мельницы, и несомненную пользу, которую принесет эта мельница не только жителям, но и Правительству, удовлетворяя самым значительным требованиям скоро и по умеренным ценам, исходатайствовать нам одним исключительное право содержания в г. Киеве паровой мельницы в течение 10-ти лет со времени приведения мельницы в окончательное устройство».
Поскольку после неурядиц Крымской войны и общего упадка в империи хлеб для киевлян изрядно вздорожал, власти высоко оценили важную инициативу. Компаньонам было оказано всяческое содействие. Когда губернская строительная и дорожная комиссия стала требовать от Глезера каких-то особых обязательств касательно содержания части мельничной усадьбы, прилегающей к пристани, – генерал-губернатор выразил комиссии неодобрение. Он подчеркнул, что излишняя придирка к купцу «даст ему повод полагать, что его стесняют в его предприятии, тогда как оно столь полезно для города и должно бы быть всячески поощряемо». Князь Васильчиков помог Глезеру и на таможне, при получении прибывших из Вены паровых машин с принадлежностями. Вместе с тем устроители мельницы не сумели добиться десятилетней монополии, о которой хлопотали. Как генерал-губернатор, так и гражданский губернатор не нашли для этого оснований, поскольку, согласно закону, привилегии предоставлялись только в случае использования новых изобретений. Тем самым они опять же пошли навстречу потребителям: ведь каждому ясно, что конкуренция больше способствует снижению цен, нежели монополия.
В течение 1856–1857 годов компаньоны соорудили кирпичный трехэтажный корпус мельницы непосредственно на углу Набережно-Крещатицкой и Игоревской улиц. Рядом находились одноэтажное строение для паровой машины, кузница, колодец и прочие необходимые строения. Предприятие успешно начало действовать. Правда, в мае 1864-го его основатель и владелец участка Андрей Глезер скоропостижно скончался. Наследники Глезера продали мельницу. Сперва ее купила было прусская купеческая семья Шедель, однако в апреле 1870 года новым владельцем участка с мельницей стал Израиль Бродский – один из основателей знаменитой династии сахарозаводчиков-миллионеров.
Со временем Израиль Маркович передал мельницу своему сыну Лазарю Израилевичу Бродскому – крупнейшему киевскому сахарозаводчику и филантропу. При нем предприятие достигло особенного развития. Лазарь Бродский приобрел и смежные участки, в результате чего усадьба мельницы расширилась до Боричева спуска. Была сооружена массивная дымовая труба.
В 1888 году на новой территории мельницы был выстроен 4-этажный каменный производственный корпус по фронту Набережно-Крещатицкой. Это позволило существенно увеличить количество перерабатываемого зерна.
Но тут случилась внезапная беда. В октябре 1891-го из-за возгорания подшипника в зерноочистительном отделении произошел пожар, в результате которого здание мельницы сгорело. Убытки оценивались суммой около полумиллиона рублей.
Чтобы возродить предприятие, потребовался значительный приток средств, и было решено создать акционерное Общество Киевской паровой мукомольной мельницы с основным капиталом в полтора миллиона рублей. В 1892 году был утвержден устав нового АО. Учредителями стали сам Лазарь Бродский, его брат Лев Бродский, зять Юлий Дрейфус-Бродский, а также князь Вячеслав Тенишев. Не теряя времени, акционеры занялись восстановлением мельницы. На прежнем фундаменте для нее был выстроен новый обширный корпус, доведенный до 5 этажей. В тылу его были выстроены паровое и машинное отделение. Самое старое помещение мельницы переделали под контору и склад муки. В 1895-м Общество Киевской паровой мельницы реализовало еще на миллион акций, покрыв тем самым расходы на строительство кирпичного элеватора с тремя деревянными башнями под руководством инженера Эйхенвальда.
Более ста лет назад, в ночь с 14 (27) на 15 (28) июля 1906 года, Подол снова не спал. Над Почтовой площадью стояло зарево. Горел гигантский элеватор паровой мельницы акционерного общества «Лазарь Бродский». В начале второго часа по неизвестной причине вспыхнул склад мешков, и языки огня, поднявшись над кирпичной стеной, воспламенили три деревянных башни элеватора. Пожар был настолько лютым, что на другой стороне Боричева спуска пострадал почтовый двор, погибла даже одна лошадь. Все пароходы, стоявшие у пристаней, от греха подальше отошли к Труханову острову. От элеватора остались одни голые стены; погибли также значительные запасы зерна и муки. Впрочем, предприятие было застраховано сразу в шести различных обществах.
По данным на 1914–1915 годы, производительность Киевской паровой мукомольной мельницы акционерного общества «Лазарь Бродский» составляла 3 миллиона пудов. На мельнице работало 185 человек, имелись паровой и три дизельных двигателя общей мощностью 1750 л.с. Со стороны Игоревской улицы к территории мельницы подходил специальный рельсовый путь в направлении гавани.
Приходится, однако, отметить, что грузчикам, трудившимся на этой мельнице, приходилось несладко. Платили им по 75 копеек в день. За эти деньги они должны были двенадцать часов таскать пятипудовые мешки. Вокруг стояла неимоверная пыль. Деревянные мостки под ногами то и дело ломались, грузчики падали, калечились. А рядом стояли надсмотрщики и чуть что поливали рабочих грязной руганью, доходило и до побоев. И вот один молодой грузчик не выдержал. Он подбил нескольких товарищей на подачу официального протеста в администрацию мельницы против грубого обращения и плохих условий труда. Но протест ни к чему хорошему не привел. Бунтаря попросту выбросили на улицу. Его коллеги невесело шутили: «Вот видишь, хозяина зовут Лазарь и тебя зовут Лазарь. Пошел бы ты к нему и сказал бы: как же это ты, Лазарь, уволил Лазаря, нехорошо, мол. Глядишь, он устыдится и восстановит тебя, да еще с прибавкой». И действительно, мельница принадлежала акционерному обществу «Лазарь Бродский». А молодого грузчика звали… Лазарь Каганович.
Но и после второго пожара мельница устояла. Уже через год инженер Ч. Волкенштейн составил проект полностью каменного элеватора на миллион пудов зерна; в строительстве принимал участие губернский инженер В. Бессмертный. Здесь были приняты всевозможные противопожарные меры. И они себя оправдали. Даже тогда, когда мельницу постиг третий и последний пожар.
Было это, по свидетельству старожилов, осенью 1920 года. Гражданская война разрушила систему пожарную охраны Киева, и с началом отопительного сезона в городе случилось множество пожаров. Один из них испепелил производственное здание бывшей мельницы Бродского. Однако элеватор уцелел. Сохранился и еще один корпус мельницы – прежнее помещение дизель-моторной станции, выстроенное в 1912-м по проекту известного зодчего Александра Вербицкого. Фасады новостройки были оформлены в модернизированном романо-готическом стиле. Любопытно, что для предотвращения повышенной вибрации дизель-моторы были установлены на специальных пробковых подушках.
После третьего пожара мельницу уже не восстановили. Руины разобрали. Дизель-моторный корпус был приспособлен под общежитие «Электроприбора». Любопытно, что его фасад, обращенный к набережной, выполнен заново: ведь раньше эта стена примыкала к тылу главного корпуса. А настоящий старый, довольно красивый фасад у здания общежития – сзади. Рядом с ним, примерно на месте старейшего мельничного корпуса, позже выросла заурядная жилая пятиэтажка.
Элеватор использовался как зернохранилище, склад; рассматривались проекты размещения здесь ломбарда, Дворца спорта «Спартак».
Наконец, в марте 1970 года горисполком передал здание бывшего элеватора в пользование Министерства культуры УССР под размещение книгохранилища библиотеки имени КПСС (ныне Национальной парламентской библиотеки Украины).
Рядом с хранилищем выстроили в 1981-м корпус филиала библиотеки с читальным залом.
Громадное же кирпичное строение с башней, возвышающееся над Почтовой площадью, – бывший элеватор – в последние годы используют как книгохранилище парламентской библиотеки (прежней «капээсэски»).
Однако в последние годы здесь произошли серьезные изменения. Упомянутый здесь дизель-моторный корпус, считавшийся памятником архитектуры, снесли вместе с соседним читальным залом ради того, чтобы соорудить на углу Набережно-Крещатицкой улицы и Боричева спуска громадное новое здание гостиницы. Это строительство, к сожалению, велось без малейшего уважения к соседним памятникам старины, так что единственное уцелевшее от мельницы сооружение – элеватор – как бы оказалось зрительно придавленным и потеряло свою доминирующую роль.
Объект: промышленный объект, элеватор
Год постройки: 1907
Архитектурный стиль: заводская кирпичная архитектура
Расположение: на Подоле, на Почтовой площади, возле Днепра
Современное использование: книгохранилище Парламентской библиотеки Украины