В довоенный период в УССР руководство деятельностью предприятий и организаций гражданской авиации осуществляло Украинское управление гражданского воздушного флота, которое находилось в подчинении Главного управления гражданского воздушного флота Совнаркома СCСР.
В связи с усовершенствованием структуры подразделов ЦА в августе 1952 года Украинское управление гражданского воздушного флота было переименовано на Украинское территориальное управление гражданского воздушного флота (основание – приказ Главного управления ГВФ от 16.08.52 г. № 0207).
В 1964 году в связи с дальнейшими мероприятиями по улучшению деятельности гражданской авиации Главное управление гражданского воздушного флота СССР было реорганизовано в Министерство гражданской авиации СCСР.
За достигнутые результаты Указом Президиума Верховной Рады СССР от 15.08.66 г. Украинское управление гражданской авиации было награждено орденом Трудового Красного Флага. С этих пор оно стало называться «Украинское ордена Трудового Красного Флага управление гражданской авиации».
Постановление о создании на базе воинского аэродрома «Борисполь» аэропорта Гражданского воздушного флота Киев (Центральный) уполномочило Главное управление Гражданского воздушного флота обеспечить его современными самолетами, наземным оснащением и радиотехническими средствами.
22 июня 1959 года Совет Министров УССР своим Постановлением № 1832 с целью обеспечения принятия и обслуживания реактивных пассажирских самолетов ТУ-104 в г.Киеве уполномочил Украинское территориальное управление гражданского воздушного флота обеспечить с 1 июля 1959 года принятие в аэропорту «Борисполь» самолетов ТУ-104 по маршрутам Москва-Киев-Москва, Ленинград-Киев-Ленинград (15 августа 1960 г.).
Этим же Постановлением министерства торговли, автомобильных и шоссейных дорог, связи обязывались:
• предоставить аэропорту 10 стандартных щитовых домиков для размещения наземных служб и пассажиров;
• доставлять пассажиров из г.Киева и к г.Киеву автобусами;
• выделить каналы связи для управления воздушным движением.
Первый рейс по маршруту Москва-Киев-Москва самолетом ТУ-104 осуществил экипаж Московского управления 7 июля 1959 года. На борту лайнера было 100 пассажиров и 1600 кг груза.
К ноябрю 1960 года полеты на самолете ТУ-104 к аэропорту Киев (Центральный) выполняли экипажи Московского, Ленинградского и Грузинского управлений гражданской авиации.
Приказом начальника Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР от 12.07.60 г. № 057 на базе эскадрильи Ан-10 был организован авиаотряд № 208 турбовинтовых самолетов ТУ-104 и Ан-10, объединенный с аэропортом Борисполь.
208-й авиаотряд сформирован по типовым штатам, определенными приказом ГУ ГВФ № 032-59 р. Первый базовый самолет ТУ-104 приземлился в Борисполе 5 ноября 1960 года под управлением командира экипажа Гарбара В.Т.
18 лет эксплуатировал коллектив Бориспольского авиапредприятия самолеты ТУ-104. В последний рейс авиалайнер ТУ-104 вылетел из Борисполя в Симферополь в июле 1977 года.
За время эксплуатации самолеты ТУ-104 перевезли 18 млн. 233 тыс. пассажиров.
27 мая экипаж командира корабля Кирюхина В.В. осуществил на самолете АН-10 технический рейс по маршруту Киев-Москва-Тбилиси-Харьков-Адлер-Харьков-Киев.
Первый пассажирский рейс на АН-10 был осуществлен 25 июля 1959 года в аэропорт Адлер (Сочи). 27 июня 1963 года согласно приказу начальника ГУ ГВФ при РМ СССР № 066 был организован Бориспольский объединенный авиаотряд, в который вошли летный отряд № 208 и аэропорт «Борисполь». Бориспольскому объединенному авиаотряду был присвоен 1-й класс, а летному авиаотряду № 208 присвоен 2-й класс; в его состав вошли две авиаэскадрильи, одна – самолетов ТУ-104, вторая – самолетов АН-10.
В связи со значительным объемом работ и учитывая ходатайства командиров авиапредприятий и приказы МЦА от 12.04.71 г. №017 и от 29.07.71 г. № 031 в составе Бориспольского объединенного авиаотряда был организован второй летный отряд – № 222 за счет передачи части самолётно-моторного парка летного отряда № 208.
Приказом Министра гражданской авиации № 214 от 31.10.73 г. с 1974 г. вводилась в действие организационная структура летных отрядов Украинского управления ЦА. В связи с этим в Бориспольском предприятии было организовано 2 летных отряда: летный отряд № 208 в составе 3-х авиаэскадриль турбореактивных самолетов ТУ-134 и ТУ-104 и летный отряд № 222 в составе 2-х авиаэскадриль турбовинтовых самолетов ИЛ-18. В 1974 году в составе 222 летного отряда была организована авиаэскадрилья самолетов ТУ-154.
Первым освоил новый самолет ТУ-154 инженер-пилот 1-го класса И.Г.Смилянский, бывший командир Бориспольского авиапредприятия. 15 августа 1974 года состоялся первый пассажирский рейс самолета ТУ-154 под управлением командира корабля А.Левчука. 20 мая 1965 года был открыт новый Бориспольский аэровокзал.
Воздушный транспорт – наиболее молодой, совершенный и перспективный, поэтому понятно стремление архитекторов, строителей, инженеров и художников отобразить эти качества в архитектуре нового Бориспольского аэровокзала – наибольшего к тому времени в нашей стране (после Домодедовского) и уникального по архитектурному решению.
Удобный и комфортабельный, Бориспольский аэровокзал оборудован новейшим оснащением, обеспечивает разнообразнейшие формы обслуживания пассажиров. Комплекс аэровокзала и планировочными, и объемно-пространственными, и конструктивными решениями отвечал современным требованиям. Аэропорт «Борисполь» был оборудован для автоматизированной посадки самолетов по метеоминимуму 1-й категории.
Тогда же на базе новейшей электронной вычислительной техники начали разрабатывать автоматизированные системы управления воздушным движением, призванные коренным образом изменить характер работы летного и диспетчерского состава, поднять уровень безопасности и регулярность полетов. Впервые в Советском Союзе в марте 1979 года Бориспольскому аэропорту был вручен сертификат на право осуществлять прием самолетов за ІІ-й категорией ИКАО.
Коллектив Бориспольского аэропорта иногда называют испытательным полигоном гражданской авиации. Здесь впервые в Аэрофлоте установлена новейшая система посадки.
За значительные успехи в выполнении задач пятилетнего плана воздушных перевозок, освоение и внедрение новой авиационной техники Президиум Верховной Рады СССР Указом от 9 февраля 1971 года наградил Бориспольское авиапредприятие орденом Октябрьской революции. Приказом Министра транспорта Украины от 11 марта 1993 года «О реорганизации Бориспольского авиапредприятия» на базе Бориспольского авиапредприятия состоянием на 1 апреля 1993 года создан Государственный международный аэропорт «Борисполь» и региональная дирекция авиакомпании «Авиалинии Украины».
Объект: аэропорт
Год постройки: 1960, реконструирован в 1995 году
Архитектурный стиль: советский конструктивизм
Расположение: в 25 км от Киева по Харьковской трассе
Современное использование: аэропорт