Над киевскими холмами поднимаются ввысь не только небоскребы, но и воссозданные башенки времен «киевского ренессанса»
Если рассматривать старинные киевские открытки и фотографии, то на них нередко бросается в глаза обилие разнообразных башен и башенок. Причем не столько на церквях, сколько на обычных жилых зданиях. Вытянутые вверх и приземистые, остроконечные и полукруглые, шатровые и «пузатые», увенчанные шпилями или шариками, они вносят приятное разнообразие в силуэт застройки – так называемую «голубую линию». Собственно, в декоративном предназначении и состоит их основная функция. Внутри старых башен, как правило, ничего нет: большинство их представляет собой просто деревянный каркас, облицованный кровельным металлом. Но тщательно продуманная форма таких завершений имеет для внешнего облика здания не меньшее значение, чем удачно выполненная прическа – для облика прелестной дамы. Пристрастие киевских домовладельцев к расстановке башен породило даже особое понятие в истории архитектуры – «киевский ренессанс». Так говорили о местной застройке конца XIX – начала XX столетия, перепевающей на все лады мотивы итальянского и французского Ренессанса.
Любопытно, однако, что в пору «киевского ренессанса» не все современники одобряли увлечение башнями. Однажды в строительное отделение Киевского губернского правления пришло сердитое письмо из духовной консистории. В нем было высказано возмущение «одного из местных ревнителей православия» насчет того, что «многочисленные частные постройки, возникшие и возникающие в последние годы в г. Киеве, весьма часто увенчиваются куполами и сверх того ажурными крестообразными украшениями (имелись в виду, вероятно, шпили. – М.К.)». Консистория просила «обратить внимание местных строительных учреждений и лиц, им подведомых, на выраженное в означенном письме порицание по поводу таких при постройке частных домов архитектурных заимствований от православных храмов, кои составляют издревле их отличительные особенности, – каковы купола и кресты, – и принять зависящие меры к возможному ограничению таких заимствований». Впрочем, количество куполов и башен от этого не уменьшилось.
В сталинские времена эффектные башни со шпилями, увенчанными всякими звездочками и веночками, считались неотъемлемой частью «классического наследия», которое должна была освоить советская архитектура. Но при Хрущеве, особенно после приснопамятного постановления «об устранении излишеств», отношение к ним поменялось на 180 градусов. Башенки стали изгонять из проектов, перекраивая даже начатые постройки. Пример – гостиница «Украина», которая по первоначальному замыслу должна была завершаться примерно так же, как дом с кинотеатром «Дружба». В это самое время некоторые работники жилищного хозяйства воспользовались конъюнктурой, чтобы избавить себя от лишних проблем. Красивые башни, за которыми надо было следить, ремонтировать их и т.п., начали просто уничтожать. Наиболее неподатливым «помогали» исчезнуть при помощи поджогов. С тех пор многие старые дома дошли до нас практически обезглавленными.
Но в наши дни мода на всяческие купола и башни возродилась, так что игра с «голубой линией» Киева продолжается. На пользу ему или нет – можете судить сами.
Владимирская, 39/24, угол Прорезной
Едва ли не красивейшая башня поры «киевского ренессанса» (проект Карла Шимана). Благодаря ее возведению дом на время постройки (1900-1901 годы) считался наиболее высоким жилым зданием города – от цоколя до верхушки башни свыше 40 м. Любопытно, что заказчик дома – торговец охотничьим оружием Петр Григорович-Барский – возжелав соорудить самое роскошное здание в Киеве, не рассчитал средств, перебрал кредитов и разорился, а потом один из его кредиторов перекупил усадьбу и закончил строительство. Читатели среднего поколения, вероятно, помнят тут ресторан «Лейпциг» с немецкой кухней. Во времена «Лейпцига» башни, увы, не было, но в недавние годы она появилась снова.
Б. Хмельницкого, 30/10, угол Лысенко
Некоторые из утраченных старинных башен возвращаются на прежние места, и при этом нынешние хозяева домов не остаются в накладе. Потому что воссоздание завершений становится поводом для появления новых этажей. Так случилось, к примеру, с домом за Национальной оперой (архитектор Николай Самонов, 1900). Обновленные пышные башни украсили собой дополнительный ярус.
Андреевский спуск, 34
Когда в 1900–1901 годах архитекторы Николай Вишневский и Александр Хойнацкий соорудили в верхней части Андреевского спуска массивное здание в «русском» стиле, они увенчали его в такой же манере двумя «пузатенькими» башнями. Эти башенки пережили военные годы, но потом исчезли. А не так давно было предложение восстановить их. Однако специалисты по охране памятников высказались против. И в этом нет ничего странного. Потому что в данном случае аляповатые завершения слишком явно и неуместно конкурировали бы с благородными очертаниями Андреевской церкви.
Красноармейская, 1-3, угол Бессарабской площади
Башенки на старинном здании на Бессарабке с бывшими гостиницами «Орион» и «Берлин» – плод творчества зодчего Андрея Краусса, одного из плодовитейших мастеров «киевского ренессанса». Башенки эти простояли добрых сто лет, но в начале нынешнего тысячелетия их подняли на целый этаж, подтянули к ним сзади стеклянную крышу, а дальше водрузили новые, куда более высокие завершения – уже в нынешней размашистой манере.
Ярославов Вал, 1
Этому изящному, романтическому шпилю над одним из красивейших киевских зданий посчастливилось: со времени его постройки в 1896-1898 годах и до сегодняшнего дня он высится на своем месте. Даже на снимках разрушенного в войну Киева его можно различить над грудами развалин. Возможно, пархитектор Николай Добачевский, создававший дом для польского магната Михала Подгорского, подражал французским замкам на реке Луаре, где можно встретить подобный силуэт.
Константиновская, 23/15, угол Ярославской
А эту угловую башню – еще одно произведение Карла Шимана, созданное в 1897 году, – «воссоздали» в начале 1990-х. Но… лучше бы этого не делали. Потому что в нынешнем виде такая, с позволения сказать, «башенка» напоминает скорее перевернутое цинковое корыто, нежели выразительный архитектурный акцент.
Нарисовали, но не построили: Владимирская, 33
Кто же не знает на Владимирской улице монументального строения, занимаемого ныне СБУ? Но далеко не всем известно, что это здание по первоначальному проекту, составленному академиком архитектуры Владимиром Щуко, должно было завершаться высокой стройной башней. Правда, в 1913 году, когда его проектировали, помещение предназначалось для губернской земской управы, и башня напомнила бы о традициях средневековых ратуш. Однако возведение новостройки пришлось на время Первой мировой войны, со средствами стало туго, так что эффектный проект ввиду экономии урезали.
Объект: башни, украшения домов
Современное использование: многие были снесены, некоторые восстанавлены