Байкова гора — это возвышенность на территории Голосеевского района. Название возникло после 1830, когда эта местность была пожалована за заслуги перед отечеством Байкову П. И. (1772-1848)- генералу, участнику Отечеств, войны 1812, который основал здесь хутор. В 1831 на части земель хутора было устроено Байково кладбище. В конце 19 в. при сгроительстве железнодорожной станции обнаружены остатки позднепалеолитической стоянки (Протасов яр).
Байково кладбище было открыто на Байковой горе в 1834 для погребения лиц католического, лютеранского и православного вероисповедания. Слева от дороги — Старое кладбище, на котором находилась деревянная часовня. Справа в 80-х гг. 19 в. начало образовываться Новое Байково кладбище где в 1884 была заложена каменная церковь Вознесения (арх. В. Н. Николаев). До революции на Новом кладбище были выделены два участка (10-й и 12-й) для захоронений профессоров и преподавателей Киевского университета. На Байковом кладбище есть склепы работы арх. В. В. Городецкого и В. Н. Николаева. В настоящее время кладбище для массовых захоронений закрыто. Главная аллея нового Байкового кладбища — пантеон государственных и партийных деятелей, писателей, артистов и др. После Великой Отечеств, войны выделены участки для погибших воинов и захоронений военнослужащих. В настоящее время на Старом Байковом кладбище 7 участков, на Новом — 51. С 1982 захоронение урн производится в колумбарии.
Байково кладбище в Киеве — огромное «царство мертвых«, ведь за 180 лет существования оно приняло в свою землю десятки тысяч людей, многократно выросло в размерах, достигнув к сегодняшнему дню территории в 20 гектаров. В разных его отделениях покоятся и простые смертные, и государственные деятели самого высокого ранга. Здесь рядом, в одной земле, лежит и «непримиримая оппозиция» (Щербицкий, Чорновил), и поэты противоположных идеологических направлений (Стус, Тычина), художники, актеры, композиторы, драматурги, писатели, врачи, ученые, военачальники, церковные и государственные деятели, творившие с разным уровнем таланта и частенько по разные стороны баррикад. На этом же кладбище, вопреки православной церковной традиции, покоятся и двое известных «самоубийц«, при жизни — влиятельные личности крупного государственного калибра: Кравченко и Кирпа. На Байковом кладбище — множество существующих и поныне памятников: от низкопробных «произведений искусства» до подлинных шедевров архитектуры и скульптуры. Правда, состояние большинства из них — плачевное.
На Байковом кладбище похоронены:
государственные деятели, участники гражданской и Великой Отечественной войн А. Ф. Ватченко, Д. С. Коротченко, Д. 3. Мануиль-ский, С. А. Ковпак, Д. А. Куприянов, Т. А. Строкач, М. С. Гречу-ха, А. Г. Анищенко, Н. И. Гай-цан, В. А. Бегма, П. И. Гавриш, Н. И. Охрименко, Н. Д. Ястребинский, С. Ф. Шутов, Ф. Ф. Жмаченко, И. С. Грушецкий, И. 3. Соколов, В. И. Дрозденко, И. И. Стафийчук и др.;
у ч ё н ы е — академики АН СССР и УССР, члены-корреспонденты: О. К. Антонов, П. И. Багрий, А. И. Белецкий, И. К. Белодед, А. И. Бродский, Л. А. Булаховский, В. М. Глушков, М. С. Грушевский, А. В. Думанский, Д. К. Зеров, В. Н. Иванов, А. И. Киприанов, А. Д. Коваленко, И. И. КОСОНОГОЕ, Е. К. Лазаренко, Г. Д. Латышев, В. Е. Лашкарёв, А. В. Палладии, Е. О. Патон, А. 3. Петров, И. Г. Пи-допличко, П. С. Погребняк, В. Б. Порфирьев, В. П. Поспелов, М. В. Птуха, В. Н. Ремесло, А. И. Смирнова-Замкова, С. И. Субботин, Н. И. Супруненко, Р. В. Чаговец, Н. 3. Шамота, Г. В. Фоль-борт, М. П. Авенариус, И. А. Гуржий, К. Г. Гуслистый, П. И. Житецкий, И. Н. Ищенко, А. С. Коломийченко; И. П. Белоконь, М. Ф. Берлинский, Б. Я. Букреев, А. А. Введенский, Н. М. Волкович, В. К. Высокович, В. А. Дядиченко, В. А. Караваев, А. К. Касименко, И. И. Компаниец, А. П. Крымов, П. А. Лавров, Ю. И. Мацон, В. Л. Модзалевский, К. П. Тарасов, А. А. Чайка, А. М. Астряб, Б. Д. Гринченко, Т. Г. Кезма, А. Ф. Кистяковский, А. К. Король, И. М. Литвинов, Ю. А. Меженко, А. А. Назаревский, П. П. Плющ, М. Т. Погребецкий, Ю. Д. Соколов, В. В. Хвойка, А. А. Яковкин и др.;
писатели и поэты: Леся Украинка, И. С. Нечуй-Левицкий, М. П. Старицкий, С. В. Васильченко, Олена Пчилка, М. П. Бажан, Д. И. Бедзик, А. М. Бойченко, В. Л. Василевская, Остап Вишня, А. Е. Корнейчук, С. И. Олейник, А. С. Малышко, М. Ф. Рыльский, Л. С. Первомайский, П. Г. Тычина, С. Д. Скляренко, В. Н. Сосюра, М. А. Стельмах, Ю. И. Яновский, А. В. Головко, Л. А. Днипрова Чайка, А. Я. Конисский, М. П. Косач, А. И. Копыленко, И. А. Кочерга, Иван Ле, П. И. Панч, Н. С. Рыбак, И. Е. Сенченко, Л. И. Смилянский, Ю. К. Смолич, Н. И. Терещенко, З. П. Тулуб, П. М. Усенко, Н. Н. Ушаков, В. И. Чередниченко, П. К. Волынский;
художники: И. С. Ижакевич, А. Г. Петрицкий, А. А. Шовкуненко, В. И. Касиян, К. Г. Агнит-Следзевский, Н. П. Глущенко, Д. Ф. Головко, И. П. Кавалеридзе, Г. Н. Кальченко, Ф. С. Красицкий, А. Г. Козюренко, М. Г. Лысенко, Г. И. Нарбут, А. С. Пащенко, В. И. Одайник, Д. Н. Шавыкин и др.;
композиторы и музыканты: П. Д. Демуцкий, В. С, Косенко, Н. В. Лысенко, Б. Н. Лятошинский, Ф. Е. Козицкий, М. И. Вериковский, Г. Г, Верёвка, В. И. Заремба, Л. Н. Ревуцкий, А. П. Рябов, Я. С. Степовой, Ф. М. Блуменфельд, А. Д. Филипенко, И. Н. Шамо и др.;
архитекторы: В. И, и А. В. Беретти, В. И. Заболотный, А. И. Малиновский и др.;
артисты, режиссёры, дирижёры: М. К. Заньковецкая, А. М. Бучма, Б. Р. Гмыря, М. И. Литвиненко-Вольгемут, О. А. Петрусенко, И. С. Паторжинский, М. В. Микиша, А. Н. Сорока, Н. К. Садовский, М. М. Крушельницкий, В. Л. Астафьева, Л. Ф. Быков, П. Г. Гончаров, М. С. Гришко, Н. Д. Ворвулев, П. П. Вирский, 3. М. Гайдай, Л. П. Герасимчук, М. М. Глебова-Соловцова, В. А. Дранишников, Л. П. Линицкая, Д. Е. Милютенко, А. 3. Миньковский, В. И. Пирадов, П. К. Саксаганский, С. Н. Сергеев, Н. Н. Соловцов, М. М. Старицкая, С. В. Тобилевич, Ю. В. Шуйский, Игнатий, Александр и Терентий Юра, Н. Ф. Яковченко, Д. В. Франько, В. П. Новинская, В. Н. Добровольский, П. И. Киянский;
кинооператор Д. П. Демуцкий;
искусствовед С. А. Таранушенко;
издатели Л. В. Идзиковский, С. В. и В. С. Кульженко, В, Я. Шульгин и др.
Объект: кладбище
Год постройки: 1831
Расположение: на склонах Баковой горы
Современное использование: действующее кладбище